19 апреля и 20 июля – два главных корпоративных праздника АВТОВАЗа. День первого автомобиля и День рождения завода. В этом году АВТОВАЗу исполнилось 58 лет. Прозвучат множество поздравлений, пройдут встречи, концерты. Прозвучат традиционные тосты – «за трубу»! А мы немного порассуждаем о том, как и с каким бэкграундом мы подошли к очередной годовщине Волжского автозавода.
У ВАЗа много Дней рождения?
Как говорил Владимир Ильич Ленин, в Интернете можно написать что угодно – и все поверят. Эта известная шутка может стать прологом к тому, что, если верить интернету, День АВТОВАЗа отмечается 4 мая. В тот день,
в 1966 году состоялось подписание протокола об участии итальянского концерна «ФИАТ» в строительстве автомобильного завода в СССР. Но мы все знаем, на самом автозаводе эта дата никак не отмечается, а Днем рождения АВТОВАЗа считается 20 июля 1966 года, когда было подписано правительственное постановление о строительстве автозавода.
Именно этот документ стал руководящим для всей страны. А с ФИАТом разных подписаний было несколько. Предварительное соглашение о сотрудничестве (1 июля 1965 года), генеральное соглашение (15 августа 1966 года). А 4 мая 1966 года было подписано финансовое соглашение, потому что под строительство завода выдавался кредит итальянского государственного банка.
Итак, День рождения у АВТОВАЗа – один, и это 20 июля!
Как мы праздновали раньше и как празднуем сегодня?
В последние годы АВТОВАЗ щедро делится настроением праздника, проводя День открытых дверей. Десятки тысяч людей готовы приехать из разных регионов: люди буквально становятся в очередь, чтобы воспользоваться возможностью пройти по заводским цехам, производство в которых на время экскурсии совсем даже не останавливается, а идет по стандартной схеме. Много приходит и тольяттинцев – и тех, кто когда-то работал на заводе, и тех, кто просто по какой-то причине ни разу не был здесь, – на одном из главных городских заводов, и не побоимся этого определения, достопримечательностей Тольятти.
А как отмечали День рождения АВТОВАЗа раньше? Об этом сохранилось немало воспоминаний, фотографий и даже артефактов! В музее АВТОВАЗа стоит белая ВАЗ-21099, выпущенная в июле 1991 года, когда АВТОВАЗ праздновал 25-летие. Автомобиль находится в первозданном состоянии, его пробег – всего 926 км. Уникален он тем, что на кузове размещены фамилии сотрудников ПО (производственное объединение) «АВТОВАЗ» на июль 1991 года, а это, на минуточку, около 110 тысяч фамилий. При подготовке автомобиля на специальном участке его обклеивали в течение трех дней! Фамилии сгруппированы по подразделениям завода – чтобы заводчанам было легче найти себя, своих родственников и знакомых. Неудивительно, что в музее эта машина – одна из любимых среди посетителей, особенно тех, кто родом из Тольятти.
Ко Дню рождения АВТОВАЗа приурочивали разные мероприятия: концерты, выставки… Один из первых автосалонов в Тольятти прошел в 1996 году – АВТОВАЗу как раз исполнилось 30 лет. В 2006 году, к 40-летию завода, прошла выставка исторических автомобилей LADA в Московском манеже, в двух шагах от Кремля. А один раз ко Дню рождения АВТОВАЗа по улицам Тольятти провели цирковых слонов! Лаяли на них собаки или нет, история умалчивает, но определенно, это было необычное развлечение для горожан и заводчан.
Сколько же моделей выпустил АВТОВАЗ?
В День рождения предприятия принято подводить итоги. 31 миллион выпущенных машин – цифра известная. За свою карьеру автозавод освоил десятки моделей, но сколько именно? Вопрос, ответить на который непросто, а со временем становится еще сложнее. Помните, когда-то автолюбители легко различали модификации 2101, 21011 и 21013? Точно так же в понимании опытного автомобилиста были две разные модели: ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106. Однако с позиций современного автолюбителя это будут просто два варианта одной модели, примерно, как сейчас воспринимается рестайлинг.
И все же. Если открыть заводскую статистику за все 58 лет, то в таблице с перечнем моделей главного конвейера и ОПП будет… 58 строк.
58 моделей за 58 лет, удивительное совпадение, правда? А ведь в этот перечень не входят модели дочерних обществ: «Бронто», ВИС-АВТО, LADA Sport… Воистину семья LADA огромна. Настолько, что до сих пор появляются публикации о «неизвестных» автомобилях АВТОВАЗа.
58 лет… а какие самые успешные?
Завод создавался под выпуск 600 тысяч автомобилей в год. На эту цифру АВТОВАЗ вышел через 5 лет после запуска: по итогам 1975 года объем производства составил 667 741 автомобиль. Объем производства постепенно рос, превысил 700 тысяч. Самым успешным, с точки зрения количества собранных машин, стал период с 2001 по 2008 годы – по 750 и даже по 800 с лишним тысяч машин ежегодно выпускал Волжский автозавод. Сейчас стоит задача снова постепенно дойти до высоких темпов производства – этого снова требует время. Авторынок страны еще далек от насыщения, значит, работа у нас есть и будет! Значит, День рождения АВТОВАЗа отметим еще не раз, причем впереди у компании два юбилея: 55 лет первой сборки в 2025 году и 60-летие самого АВТОВАЗа в 2026. Но, как говорится, не будем забегать вперед и сконцентрируемся на задачах дня сегодняшнего. И ближайшая задача – самая приятная. Отметив День рождения завода, спокойно и продуктивно отработать финальную неделю перед летним отпуском. В отпуск после Дня рождения, что может быть лучше?