Кто-то арестован, а кто-то уволен по утрате доверия

Новости Тольятти augustnews.ru

Старший советник юстиции Вадим Федорин возглавляет отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области почти три года. На эту должность он, прокурор Комсомольского района, был назначен приказом генерального прокурора страны.

– В нашем обществе слова «чиновник» и «коррупционер» стали почти синонимами. В связи с этим вопрос: можно ли обуздать коррупцию?

– Есть Федеральный закон «О противодействии коррупции». В нем для должностных лиц определены антикоррупционные стандарты поведения, то есть установлена единая система запретов, ограничений и обязанностей. Назову основные: запрет на осуществление предпринимательской деятельности и участие в управлении хозяйствующим субъектом, обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Причем надо представлять сведения и о доходах, имуществе супруги и несовершеннолетних детей.

Прокуратура области на протяжении последних семи лет ежегодно проверяет, как чиновники на государственной и муниципальной службе выполняют эти требования.

– Нарушений, Вадим Михайлович, много?

– В прошлом году выявлено 667 нарушений, значительная часть из которых – это предоставление недостоверных сведений о доходах. 404 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, трое уволены.

– А где работали уволенные?

– Это два муниципальных служащих сельских администраций и представитель областной службы судебных приставов. Они скрыли денежные средства, находящиеся на банковских счетах. Например, судебный пристав-исполнитель «забыл» про миллион рублей и набежавшие проценты – 43 тысячи.

– Как можно не помнить про такую сумму?

– Это не самая большая сумма. Например, депутат Куйбышевского района Самары Константин Кудряшов в сведениях о доходах не указал 3,5 миллиона рублей, находящиеся на счетах в банках. После представления прокуратуры пришлось ему досрочно прекратить депутатские полномочия.

За неисполнение требований закона о предотвращении и урегулировании конфликта интересов уволены три главврача как тратившие доверие. Так, Ольга Вишнякова, возглавлявшая в Тольятти детскую больницу № 1, заключила три контракта с фирмой, директором и учредителем которой является ее зять. Сумма контрактов – 200 тысяч рублей. Главврач Большечерниговской районной больницы Игорь Пивоваров заключил 9 контрактов с индивидуальным предпринимателем – родной сестрой. Общая сумма контрактов – более 600 тысяч рублей.

Но особенно «отличился» главврач Сызранской районной больницы Евгений Маклаков. Он заключил 9 договоров на поставку расходных медицинских изделий с организацией, где сам учредитель, а его жена, Ирина Краснова – директор. Это еще не всё. В районной больнице ведущим экономистом работала Ирина Маклакова. Дочь находилась в непосредственном подчинении у отца-руководителя, что запрещено законодательством о противодействии коррупции. При этом доплата за интенсивный труд ведущего экономиста ежемесячно составляла 450% от оклада.

– Сколько?

– Вы не ослышались, 450% от оклада.

– Заботливый отец! А что за история произошла с заместителем главы Ставропольского района Савиной?

Ставропольской прокуратурой установлено, что на основании муниципального контракта, заключенного по результатам аукциона, проведенного с нарушением требований законодательства, с организацией, аффилированной заместителю главы по экономике и финансам – руководителю контрактной службы Марией Савиной, произведены работы по строительству водопровода в Тимофеевке на сумму более 3,5 миллионов рублей. Соучредителями данной организации являлись супруг и брат супруга Савиной.

В ходе рассмотрения представления прокурора по факту несоблюдения требований закона об урегулировании конфликта интересов Савина была уволена с муниципальной службы по собственному желанию.

– Но вот нюанс: Савина, уйдя с муниципальной службы, устроилась на государственную. С понижением в должности, конечно, и тем не менее. Сегодня она возглавляет государственное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов городского округа Жигулевск». Если не ошибаюсь, 240 человек в подчинении. С одной стороны, Савина – опытный руководитель, знающий экономику, грех это не использовать в работе. С другой – а можно ли ей теперь доверять?

– Данный вопрос в первую очередь должен интересовать ее нынешнего работодателя. Именно он при приеме на работу оценивал ее на предмет соответствия закрепленным в законе квалификационным требованиям. Тем не менее спасибо за информацию…

– За нарушения антикоррупционного законодательства кого-то уволили с работы, кто-то ушел сам, кому-то объявили дисциплинарное взыскание. Всё правильно, но подспудно зреет почти путинский вопрос: а где посадки?

– В минувшем году за совершение преступлений коррупционной направленности осуждены в масштабах области 188 человек. За что? 31 – за получение взяток, 72 – за дачу взяток. Остальные – за коммерческий подкуп, мошенничество, растрату, злоупотребление или превышение должностных полномочий. Подсудимые занимали разные должности: пять следователей, четыре уполномоченных уголовного розыска, два инспектора ГИБДД, пять судебных приставов, военком, шесть глав сельских поселений, три сотрудника ГУФСИН, несколько директоров муниципальных предприятий. А еще – 7 преподавателей, 13 врачей, руководитель бюро медико-социальной экспертизы, есть даже медсестра. Кроме того – два начальника отделения почтовой связи, директор муниципальной школы олимпийского резерва «Лада», кстати, из Тольятти. У меня тут целый список.

– О, сколько любителей чужих денег! Это правда, что кризис мало влияет на размер взяток, который постоянно увеличивается?

– Да, каждый год средний размер взятки растет. Сейчас он составляет 60-80 тысяч рублей. Впрочем, цифры достаточно условные. Недавно вступил в законную силу приговор, вынесенный бывшему директору ООО «Самарский ИТЦ» (структурное подразделение компании «НК Роснефть») Александру Нильскому и его пособнику Сергею Вершкову. Нильский от подрядчиков по 13 договорам получил незаконное вознаграждение 5 миллионов рублей за беспрепятственное перечисление платы за выполненную работу. Причем эти деньги – первая часть суммы, которую требовал директор «Самарского ИТЦ» – 20 523 615 рублей.

Приговор – 7 лет 6 месяцев лишения свободы общего режима со штрафом в размере десятикратной суммы коммерческого подкупа – 190 миллионов. Это Нильскому, Вершкову – 5 лет лишения свободы и пятикратный штраф в 95 миллионов рублей. Приговор был обжалован подсудимыми, их адвокатами, но оставлен без изменений.

– В этом году сколько человек осуждены в области за коррупционные преступления?

– Только за первые три месяца – 17 человек, в их числе – специалист Сбербанка, начальник управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Новокуйбышевска, глава фермерского хозяйства, директор муниципального учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс». Я думаю, список будет продолжен, потому что за первый квартал возбуждено 30 уголовных дел, которые сейчас расследуются.

Системная антикоррупционная борьба – это рыболовная сеть, где ячейки становятся всё меньше и меньше. Это я предвосхищаю ваш вопрос о битве с ветряными мельницами.

– Хорошо, задам другой вопрос: Тольятти – коррупционный город?

– Я думаю, в плане коррупции он не сильно отличается от других крупных городов. Есть только свои особенности, часть правоотношений находится в теневой сфере. Например, земельные участки либо не оформлены вообще, либо – с явными нарушениями. Тут всё переплелось: издержки переходного периода, правовой вакуум, бизнес-интересы и так далее. Но и здесь со временем будет наведен порядок.

– Вадим Михайлович, если у читателей «Вольного города» возникнет необходимость с вами связаться, как это лучше сделать? Через редакцию? Напрямую?

– Через официальный сайт прокуратуры области. Обращения о фактах коррупции необходимо направлять по адресу: www.samproc.ru Получить дополнительную информацию можно по телефонам: + 7(846)333-35-98, 333-54-28. Но имейте в виду, что трещинами в отремонтированной дороге мы не занимаемся, у нас более масштабная работа. А вообще мне нравится критический настрой вашей газеты, давайте сотрудничать и вместе бороться с коррупцией.

Беседу вел Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»

фото: 1nsk.ru

Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 22 (1150) 09.06.17
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362