Кто разрешает строить дома в Тольятти возле лесной опушки?

ЖК Crystal PARK

Когда пробуешь с помощью навигатора в телефоне построить пеший маршрут вдоль лесной опушки Автозаводского района, то система выдаст расстояние примерно в 7,5 километра (если идти от коттеджного поселка Царское село на юго-запад – к лыжной базе). Граница между жилыми массивами и природной зоной очень протяженная, причем городские власти, похоже, не слишком беспокоятся из-за того, что в некоторых местах многоэтажки уже фактически залазят на территорию леса.

Воспользовавшись длинными выходными, я решил в компании сына-школьника проехать эти 7, 5 километра на велосипеде. Начали с дендропарка, окруженного коттеджами Царского села. Говорить, что это место отдыха исключительно для богатых горожан – неправильно, поскольку сюда приходят семьи из 21-го, 17а и прочих кварталов, однако само расположение указывает на некую элитарность.

Кстати, удивило, что в Царском селе очень плохие дороги между домами, состоящие в основном из смеси земли со щебенкой. Получается, что хоть люди и богатые там живут, но лишнее потратить не хотят или не могут по каким-то причинам. В итоге с одной стороны забора коттеджи ценой миллионов в десять (есть, наверное, и за 20-30), а с другой – вид, как в обычном дачном массиве.

Что касается самого дендропарка, то он показался неухоженным. Территория большая, есть необычные растения с табличками (например, можжевельник пирамидальный), некоторые аллеи отдают под посадку школам и другим организациям, десятки деревьев, увешанных сделанными детскими руками кормушками для птиц.

можжевельник в дендрарии

посадка деревьев в дендрарии
фото: ТГДМОО Экологическое содружество Тольятти

Вроде здорово, но в то же время асфальт в некоторых местах требует замены, отсутствуют освещение и скамейки, а еще огромное поле посередине, которое непонятно как используется…

луг в дендрарии
фото: ТГДМОО Экологическое содружество Тольятти

Сейчас дендропарк (кстати, многие жители Нового города вообще не знают о его местонахождении) – в числе объектов, включенных в список для голосования за благоустройство общественных пространств в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Если ему удастся победить, то, наверное, сделают что-то вроде экопарка в Шлюзовом.

Продолжаем нашу велопрогулку. Частные дома Царского села напрямую граничат с лесом. К сожалению, для Нового города это стало нормальным явлением, когда жилые объекты едва не залазят на природную территорию. К примеру, в 14а и 17а кварталах, мимо которых пролегал наш дальнейший путь, от некоторых многоэтажек до опушки – всего метров 20-30. У них и названия соответствующие: «Лесной», «Дубрава», «Лесная слобода» и так далее, как будто продают не только квартиры, но и природу вместе с ними.

40 лет Победы дом 45

Результатом такого слияния леса с жилым фондом являются дополнительный мусор (даже возле домика мы увидели множество щепок, куски стройматериалов и рваные ботинки) и риски, связанные с пожарной безопасностью. Кроме того, гораздо сложнее в периоды ограничений контролировать потоки людей, которые привыкли ходить между сосен, как по двору собственного дома, а заодно и выгуливать там собак.

Вообще удивительно, что кто-то дает разрешение на строительство домов менее чем в полусотне метров от опушки. Кстати, застройка территорий 14а и 17а кварталов продолжается, так что воздействие человека на лес будет лишь усиливаться.

строительство в 14а квартале

Наверное, для владельцев элитных квартир на опушке это здорово, однако большинству горожан хотелось бы иметь некую разделительную полосу (хотя бы метров в 300-400), которую можно использовать в качестве скверов или, на худой конец, автомобильных парковок.

О том, что в лесу введены ограничения на время особого противопожарного режима, тольяттинцам периодически напоминают конные патрули, встречающиеся на приближенных к опушке дорожках. Один из них попался и нам на пути, причем стражи порядка почему-то решили меня остановить…

– В последнее время участились случаи краж велосипедов. Давайте, мы номера на раме проверим, – сказал полицейский, который почему-то решил остаться в седле, а всю работу доверил сопровождавшей его девушке.

Спорить в этой ситуации было бесполезно. Процедура, конечно, не очень приятная, ведь осознаешь, что ни в чем не виноват, и где-то внутри возмущаешься по поводу возникших в отношении тебя подозрений. Кроме того, обычно подобные проверки длятся минут десять, в течение которых полицейские пристально на тебя смотрят, как будто пытаются разглядеть нервозность…

– Фамилия, имя, отчество, – стала спрашивать спрыгнувшая с коня девушка в форме. – А номер телефона вы свой не помните?

– А зачем вам мой номер телефона? – спрашиваю.

– Ну, вдруг вам позвонить захотят…

– Кто?

Не получив внятного ответа на последний вопрос, я отказался диктовать номер, мотивировав это так:

– Вот, знаете, мне мошенники раз по десять в день звонят…

Полицейские начали улыбаться:

– Ну, вряд ли мы просим ваш номер, чтобы потом спамить.

– Да не в этом дело, – отвечаю. – Просто номера в базы вносятся, а потом начинаются непонятные звонки от кого попало…

Тут мне стало немного страшно от собственной храбрости. Я даже представил, как улыбавшийся в седле полицейский спешивается, меняется в лице и с грозным видом спрашивает:

– Вы думаете, что мы базами торгуем?

К счастью, выдержка у него оказалась хорошая. Мужчина лишь улыбнулся и сказал, что не диктовать номер телефона – это мое право. А еще напомнил: в связи со сложной пожарной обстановкой заезжать вглубь леса не рекомендуется.

Через несколько минут молчаливого ожидания меня отпустили, пожелав хорошего дня. После этого мы с сыном без приключений доехали до лыжной базы, обратив внимание на то, что в ее окрестностях продолжается процесс очистки леса от сухостоя.

Пользуясь случаем, решил посмотреть, в каком состоянии находится здание бывшего детского сада на Жукова, 27. Напомним, что оно в свое время принадлежало ВАЗу, однако почему-то не было передано городу вместе с другими социальными объектами, а использовалось как офис «Рено». Потом хотели его реконструировать (без сноса), сделав трехэтажный жилой дом. Даже публичные слушания проводили, на которых жители дали понять, что не в восторге от этой затеи.

Депутаты предлагали чиновникам мэрии выкупить бывший детсад для социальных нужд, однако те ответили, что такой необходимости нет, да и деньги на подобные траты в местном бюджете не предусмотрены.

И что же теперь? Подъехав, я с удивлением обнаружил, что бывший детсад полностью разрушен! От него остались одни обломки, на которых сидели гастарбайтеры и обедали. Картина стоила того, чтобы сфотографировать ее поближе, однако, как только я чуть-чуть приблизился, из стоявшего рядом маленького домика выскочила недовольная женщина-сторож.

– Ну и куда это вы пошли? – с усталостью и раздражением в голосе спросила она.

Наверное, действовала женщина строго по инструкции, однако и меня понять можно – вроде ничего не нарушил, угрозе жизнь свою не подверг… А тут пытаются отчитать, как школьника.

– Да я всего-то пару шагов сделал в сторону стройки. А вы уже выбегаете из своей будки! – ответил ей. – Зачем тогда забор убрали? Вот стоял бы он, и никто вас не тревожил…

– Что это вы у меня про забор спрашиваете? Начальству этот вопрос задавайте.

Диалог как-то сразу не задался, а потом стало еще хуже.

– Что вы тут вообще охраняете? Гастарбайтеров и руины бывшего детского сада? – спрашиваю у сторожихи.

– А почему вы такой агрессивный?

Уж не знаю, где она разглядела агрессию… В любом случае, рассчитывать на то, что женщина разоткровенничается и расскажет, что именно собираются строить на месте многострадального детсада, не приходилось. Впрочем, позже удалось найти информацию, что строительная компания «Гранит» имеет желание возвести на этом месте 9-этажный дом на 26 квартир (видимо, элитный) с автостоянкой и детской площадкой.

То есть все доводы общественности относительно того, что стройка может оказать негативное влияние на работу соседних детсадов «Елочка» и «Чижик», так и не были приняты во внимание. Что ж, остается лишь «поздравить» жителей Нового города с тем, что рядом с лесной опушкой появится еще одна многоэтажка…

Хотя почему одна? Всего в паре сотен метров от этого места мы увидели строительный забор, на котором висел перетяг с текстом следующего содержания:

– Строительство клубного дома «Маршал». Генеральный подрядчик – «Дорстрой Инжиниринг», застройщик – «Гранит», сроки работ: декабрь 2022 года – июнь 2024-го.

Мало того, на сайте мэрии мы нашли информацию о том, что рядом с этим местом компания «Промышленные технологии» хочет построить еще один высотный дом, расположенный в зоне Ц-3 (объекты здравоохранения и социального обеспечения). Обоснование следующее:

– Объекты незавершенного строительства уже более 20 лет стоят невостребованными на этом земельном участке. Присутствует износ строительных конструкций в результате воздействия погодно-климатических факторов. Требуется постоянная охрана территории, поскольку объект может представлять опасность. В связи с этим использование земельного участка в целях завершения строительства с назначением «Здравоохранение» не целесообразно и не рентабельно.

Сложно сказать, что там за объект такой незавершенный (один из корпусов санатория «Прилесье» или что-то еще), однако в итоге мы получим очередную многоэтажку возле леса. Понятно, что земли под застройку в престижных частях города почти не осталось, так что ищут коммерсанты варианты, чтобы занимать территорию с недостроенными зданиями.

Добавим: всего за время прогулки мы насчитали почти два десятка многоэтажных домов, построенных вблизи лесной опушки. Если так пойдет, то скоро доберутся и до участка, где раньше располагался приют для птиц, который потом вынудили переехать в Старый город. Земля пока пустует, однако не удивлюсь, если и на нее уже кто-нибудь «орлиный» глаз положил.

Илья Просекин, газета «Вольный город Тольятти»