В понедельник, 24 ноября, на аппаратном совещании мэрии чиновники пожаловались на вал обращений горожан с просьбой проверить правильность установки и безопасность излучающего оборудования. Особенно тольяттинцев беспокоят базовые станции сотовых операторов.
Руководитель департамента информационных технологий и связи мэрии Елена Балашова заверила: сотовые станции абсолютно безопасны. И прежде, чем запустить их в коммерческую эксплуатацию, операторам приходится получить семь заключений контролирующих и надзорных органов. В том числе санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта станции государственным правилам и нормам, протокол лабораторных исследований параметров электромагнитных излучений и заключение о соответствии станции санитарным правилам.
Само излучение комплексов приемопередающей аппаратуры Балашова сравнила с излучением окружающих нас бытовых электроприборов, и особо отметила, что оно безопаснее излучения микроволновых печей. Также чиновница добавила: чем больше базовых станций, тем меньше электромагнитных волн «посылают» сотовые телефоны, пытаясь поймать сигнал.
«Новые известия», небольшая заметка для «успокоения» :
Роскомнадзор сообщил о выявлении более 1,5 тыс. случаев нарушений сотовыми операторами требований к параметрам излучения радиоэлектронных средств (РЭС). Почти половина этих случаев приходится на операторов «большой тройки»: у ОАО «МегаФон» – 253 нарушения, у ОАО «ВымпелКом» («Билайн») – 229, у ОАО «МТС» – 131. Данные радиоконтроля уже переданы в территориальные органы Роскомнадзора для принятия административных мер. Проверка была затеяна в связи с быстрым ростом количества РЭС в стране из-за активного внедрения новых технологий связи и вещания. Так, по данным подведомственной Роскомнадзору радиочастотной службы, количество РЭС в России в январе 2014 года увеличилось более чем на 9 тыс. и превысило 1 млн. 614 тыс. Только за один этот месяц на 17,4% стало больше РЭС технологии LTE (известной так же, как 4G).
«Такие сложноорганизованные сигналы, как 4G, могут быть опаснее существовавших ранее», – сказал «НИ» председатель Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений член научно-консультативного комитета Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по программе «Электромагнитные поля и здоровье человека» Олег Григорьев. По его словам, оценить безопасность сигнала 4G при существующих методиках измерения практически невозможно: «Практических исследований пока нет, а оценка их безвредности делается, по сути, пальцем в небо. Однако ситуация идет как идет, поскольку подавляющему большинству на это наплевать».
Олег Григорьев отмечает, что базовые станции сотовой связи за последние два года принципиально изменили электромагнитную обстановку в мегаполисах таким образом, что ученые начинают рассматривать эту ситуацию как перспективную проблему для окружающей среды: «Если лет 20 назад только 1% городского населения жил в условиях измененного электромагнитного фона, то сейчас мы говорим уже о 90%. Он поднялся за счет возросшего количества базовых станций сотовой связи».
Кроме того, электромагнитный фон сейчас распределен очень неравномерно, из-за чего организм человека сталкивается с его резкими перепадами (это можно заметить по индикатору сети на мобильном телефоне). «Даже постоянное воздействие переносится проще, поскольку организм к нему адаптируется», – отмечает г-н Григорьев. Ученый полагает, что изменение фона для людей будет не бесследным, «но насколько все это опасно для здоровья, надо еще изучать, потому что долговременных исследований на этот счет у науки пока нет».
Согласно исследованиям доктора медицинских наук специалиста по проблеме электромагнитных излучений Валентины Никитиной, в результате воздействия электромагнитных полей на человека возникают вегетососудистые дистонии, гипертонические болезни, атеросклеротические кардиосклерозы, а со стороны нервной системы могут возникать астенические, вегетативные дисфункции, церебральный склероз. Однако нужно понимать, что эти заболевания возникают у тех, кто постоянно работает с полями.
Что же касается вреда от установленных на зданиях вышек сотовой связи, то, по словам г-на Григорьева, вредно жить не под вышкой, а по соседству с ней: «Если вы представите антенну, то направление основного излучения будет сориентировано под углом минус 2–5 градусов к горизонту. В основном луче вся электромагнитная мощь и энергия». Наихудшая ситуация складывается тогда, когда антенна установлена на доме напротив, говорит Олег Григорьев: «Раньше базовым станциям в Москве не позволяли спускаться вниз, а потому случаи попадания чьей-то квартиры в зону основного луча были редки. В последние два года антенны поползли вниз. Теперь мы часто видим, когда на какой-то одно- или двухэтажной постройке на высоте 5–10 метров от земли во дворе стоит базовая станция, которая сориентирована на дом. Однажды в такой квартире мы замеряли значение, которое в 50 раз превышало нормативы. Уровень почти что тепловой. В итоге мы добились, чтобы антенну переставили».
В России существуют нормы допустимых уровней электромагнитного излучения, согласно которым плотность потока электромагнитной энергии не должна в месте нахождения человека превышать 10 мкВт/см2. В каких-то странах этот норматив больше, а в каких-то значительно меньше. Олег Григорьев считает, что в условиях современного мегаполиса, когда на человека действует много других вредных факторов, норма должна быть сокращена до 2–3 мкВт/см2.
Вопрос влияния радиосигналов на здоровье человека сейчас активно изучается. Только за последнее десятилетие было проведено несколько сотен исследований. Часто они дают совершенно разные результаты. Так, британские ученые, 11 лет исследовавшие влияние сотовых телефонов на организм человека, пришли к выводу, что эти телефоны безвредны. Американские ученые в ноябре 2012 года, наоборот, заявили, что использование мобильного телефона беременными может спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивность у будущего малыша. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) меняла свое отношение к воздействию сотовых телефонов и базовых станций на человека несколько раз. «На сегодняшний день нет каких-либо убедительных научных данных, подтверждающих, что слабые РЧ-сигналы, испускаемые базовыми станциями, приводят к неблагоприятным последствиям для здоровья», – таков последний вывод ВОЗ.
Операторы сотовой связи настаивают, что все их базовые станции безвредны для людей, поскольку установлены в соответствии с законом. «Электромагнитное излучение антенны базовой станции направлено горизонтально либо под небольшим углом к горизонту и отлично гасится крышами и стенами. Интенсивность излучения, распространяющегося вниз, в 600 – 1000 раз ниже, чем в основном направлении. По законам физики излучение имеет свойство угасать пропорционально квадрату расстояния. Таким образом, если расстояние от источника излучения увеличилось в два раза, излучение ослабилось в четыре раза. Поэтому несколько десятков метров удаления от базовой станции практически исключают воздействие излучения на здоровье человека», – сообщили «НИ» в пресс-службе ОАО «МТС». Там отметили, что эксплуатация базовых станций находится под жестким контролем государства: «Сам факт наличия работающей базовой станции говорит о том, что ее оборудование не наносит вреда здоровью людей, проживающих или работающих в окрестных зданиях».
В пресс-службе ОАО «ВымпелКом» (оператор «Билайн») «НИ» заверили, что «практически любой реально осуществимый вариант установки антенн базовых станций безвреден для человека». К тому же, по словам представителей ОАО «ВымпелКом», сигнал затухает, встречаясь, например, со стеной или стеклом: «Если базовая станция установлена в доме напротив, между человеком и антенной есть стекло, из-за которого сигнал и поток энергии затухает в 2,5 раза. В случае с железобетонной стеной сигнал затухает в 32 раза».
Ученые воспринимают эти заверения не столь оптимистично. Во-первых, нарушения периодически выявляются, а во-вторых, по словам Олега Григорьева, не всегда результаты экспертиз федеральных ведомств совпадают с теми, которые потом получают независимые специалисты: «Часто операторы просто не включают станцию на максимальную мощность при проверке излучения, хотя обязаны это делать».