Вандалам приготовиться
5 сентября глава горадминистрации Илья Сухих сообщил в соцсетях об обновлении в Тольятти остановок общественного транспорта. По его словам, первые 20 павильонов на сумму 20 миллионов рублей установят к началу ноября. К посту он прикрепил концепт будущих конструкций, который выглядел, несомненно, красиво, но при этом вызвал много вопросов общественности…
По миллиону за штуку
Цена одного павильона составляет почти 1 миллион рублей – сумма немалая. На три таких павильона можно купить квартиру сироте, коих в городе, к сожалению, немало. Так вот, среднестатистический житель города, взглянув на предполагаемый концепт, может задуматься: а не пир ли это во время чумы? Но сейчас речь даже не об этом. А о том, как долго простоят эти павильоны в первозданном виде.
На изображении, которое опубликовал Илья Сухих, большая часть павильона состоит из панорамного остекления. Согласно документам из контракта, это будет не имитация стекла пластиковыми панелями, а самое настоящее стекло «Триплекс» толщиной не менее 4 миллиметров.
Красиво… но хрупко. Похоже, что тольяттинские чиновники, одобряя проект новых остановок, либо забыли, либо просто «забили» на беспощадные русские реалии. Пользователи соцсетей уже делают ставки, сколько дней пройдет до первых стеклянных крошек вокруг новых остановок?
Примеров – масса
Не подумайте, что мы невысокого мнения об уровне сознательности жителей городов нашей страны. Однако Тольятти не первый город, где в стремлении выделиться за бюджетные средства чиновники устанавливает дорогостоящие и непрактичные остановочные павильоны.
Можно посмотреть на пример других городов, чтобы понять, что ждет новые павильоны.
Вот в Омске у аналогичной «прозрачной» остановки снова разбили стеклянные панели. Правоохранители отметили, что за последний год зафиксировано 32 случая разгрома остановочных павильонов.
Этим летом в Липецке двое молодых людей разбили «умную» остановку, и это попало на видеокамеру. В Сургуте вандалы успели разбить павильон, который рабочие еще даже не успели установить. Буквально на днях – 14 сентября – в Нижнем Тагиле хулиганы расколотили стеклянный павильон. Вся остановка теперь усеяна мелкими стеклянными осколками.
В перспективе всего вышеупомянутого легко предположить, что произойдет с «прозрачными» остановками в Тольятти. Особенно учитывая, что первые 8 из 20 остановок установят в зеленой зоне – то есть там, где в летний период скапливается огромное количество самого разного «веселого» контингента, а зимой безлюдно – «ломай не хочу».
Тольятти – не Казань?
Есть сомнения и по поводу дизайна остановок. Согласно опубликованному изображению, павильоны будут закрытого типа. Предполагается, что люди будут ожидать транспорт внутри павильонов.
Однако на практике в Тольятти пассажиры редко ждут транспорт внутри остановок. Разве что во время дождя.
Спокойно ждать транспорт внутри павильона можно… к примеру, в Казани, где ходят автобусы и троллейбусы, которые можно отслеживать через смартфон, сидя на остановке. Да и без телефона можно вполне успеть выйти и сесть.
Но это не про Тольятти. Тут, конечно, тоже можно отследить автобус. Но всё же в городе до сих пор значительную часть общественного транспорта составляют архаичные маршрутки-«газельки», которые нельзя отследить на карте и где в 2025 году всё еще не принимают банковские карты. Чиновники Тольятти, видимо, не в курсе, что отсидеться в павильоне горожане тупо не смогут: не увидев потенциальных пассажиров, водители «газелей» даже не будут останавливаться. Ведь «газелисты» не всегда останавливаются, даже когда видят их.
А вот кому могут понравиться такие остановки, так это разного рода маргинальным личностям, которые точно оценят уединение. А что? Ветра нет. Тепло. Вот они-то по достоинству оценят остановки стоимостью в 1 миллион рублей.
Нужно отталкиваться от реальности
В большинстве случаев остановочный павильон общественного транспорта имеет очень простые задачи: укрыть граждан от дождя, ветра и снега в холод и от жаркого солнца в теплое время года. На наш взгляд, нужно отталкиваться от реальности: для таких простых задач в Тольятти должны быть реализованы простые и надежные решения – без дорогостоящих заигрываний в «дизайн».
Чем проще конструкция, тем дешевле она стоит и тем проще ее поддерживать в удовлетворительном состоянии. Так, цельнометаллический павильон с облицовкой в виде железных листов вполне с этим справится. Такой трудно сломать и легче починить. Грубо говоря, остановка должна быть «неубиваемой».
Бывают и исключения. Когда, к примеру, павильон может быть частью архитектурного ансамбля, дополняя образ конкретного места. Но сколько таких мест в Тольятти? Явно меньше, чем планируются поставить новых конструкций.
Для будущего освоения?
Сомневаемся, что эти простые истины не понимают тольяттинские чиновники. Как сомневаемся и в том, что в «мэрии» у профильных сотрудников отсутствует информация о том, что происходит с аналогичными остановками в других городах.
Тогда к чему эти траты на то, что с большой долей вероятности быстро придет в негодность? Ведь чем дороже конструкция, тем дороже и ее ремонт. И остановок-то в итоге планируют поставить куда больше: 20 остановочных павильонов – это только первый этап. Сколько же «на круг» потребуется денег просто на то, чтобы постоянно менять битые стекла? Ну а если вдруг деньги закончатся, то вместо стекол, видимо, поставят дешевый сотовый поликарбонат и оставят эту «красоту» тольяттинцам до следующего приступа щедрости местных и вышестоящих бюджетов?
Все эти и другие вопросы хочется задать чиновнику, который подсунул этот помпезный проект. И кстати: вы случайно не знаете, кто это?
Рассматривал проектную документацию Александр Осипов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 19.09.2025
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 63 — 01005 от 19.04.2022