Так получилось, что за две первые недели в новом году с серьезными трудностями успели столкнуться как владельцы личного автотранспорта, так и те, кто пользуется общественным.
Первым испортила праздничное настроение погода, а вторым – затеянная мэрией транспортная реформа…
Начнем с природных катаклизмов, а именно одного из сильнейших за последние годы снегопадов. Несмотря на заверения мэрии, что вся снегоуборочная техника (а именно 132 машины) находится на улицах, первые результаты уборки стали заметны лишь ко вторнику. О том, что творилось в субботу и воскресенье, лучше не вспоминать: пешеходы переползали через огромные сугробы, а машины застревали в снегу, причем порой не только во внутриквартальных проездах, но и на магистралях. Апофеозом стало воскресная массовая авария на Обводном шоссе (в районе кладбища), где из-за плохих погодных и дорожных условий столкнулись около 30 автомобилей. Движение восстановили спустя несколько часов, однако у людей, которые пострадали из-за этой ситуации, теперь возникает вопрос: кто будет отвечать за произошедшее? Дело-то серьезное, поскольку из-за халатности дорожных служб Новый город и ВАЗ по сути оказались отрезаны от трассы М-5. В областном ГУВД сразу же заявили о начале проверки, однако о каких-либо результатах до сих пор не сообщается.
Теперь – о транспорте общественном, тем более что в последние дни редакционные телефон буквально разрывался от звонков на эту тему. Решив навести порядок в этой сфере, мэрия утвердила новую маршрутную сеть, причем, несмотря на заверения Сергея Андреева о том, что горожане не будут испытывать по этому поводу неудобства (лично задавал ему этот вопрос и в 2013 году, и в 2014-м), жалобы от пассажиров поступают одна за другой.
Итак, что же произошло. Во-первых, было принято решение избавиться от некоторых маршрутов, которые, по мнению специалистов мэрии, либо нерентабельны, либо дублируют другие. Это троллейбусные № 1, 5к, 8, 8к, 11к, 19, 21к, 22, 25э и автобусные № 6, 11, 34, 43, 44, 65, 85, 98, 105, 121, 128, 145, 146, 151, 157, 160, 164, 176 и 182. Давайте возьмем в качестве примера оказавшийся в этом списке маршрут №128, который пользовался огромной популярностью среди жителей Нового города. Да, он действительно дублировал 13-й и 14-й троллейбусы, однако передвигаться на маршрутках было быстрее (они не сворачивали у рынка и не делали крюк к ВАЗу) и удобнее. Мало того, с отменой маршруток троллейбусы ездить чаще не стали, так что люди вынуждены мерзнуть на остановках из-за этих экспериментов. Понятно желание мэрии сделать так, чтобы троллейбусное управление начало зарабатывать деньги за счет увеличения пассажиропотока, однако начинать нужно было с обновления троллейбусного парка (новые машины в город поступили, но их пока очень мало) и уменьшения интервала движения. У нас же, как всегда, пострадавшими оказались простые горожане.
Во-вторых, на многих из оставшихся маршрутов серьезно уменьшилось количество подвижного состава. В качестве примера возьмем 108-й, который раньше ходил раз в 10-15 минут, а теперь интервал увеличился до тридцати. Промерзшие на остановке горожане стали звонить в фирму «Спринтер», осуществляющую перевозки по этому маршруту, где им ответили, что осталось всего 18 автобусов, так что интервал будет именно таким. Мало того, увеличить количество подвижного состава они не могут, поскольку по этому поводу есть запрет мэрии.
Или возьмем еще один маршрут – 127-й, который также стал ходить очень редко, создавая сложности жителям микрорайона Жигулевское море, добиравшихся на нем до мест работы и учебы. Здесь ситуация еще более интересная, поскольку фактически два маршрута – 127-й и 303-й – ходят по одинаковой схеме и расходятся лишь в конце: один на Шлюзовой, другой на Жигулевской море. Так вот, считающийся пригородным 303-й теперь ходит через каждые две-три минуты, а городской 127-й – редко.
И вообще, к неразберихе с городскими и пригородными маршрутами придется привыкать еще долго, причем можно сказать, что перевозчики по многим моментам перехитрили мэрию. К примеру, хотел Сергей Андреев убрать с улиц старенькие «газели», так их взяли и перебросили на пригородные маршруты (к ним относятся все, которые начинаются на триста, а также 137-й). Теперь они бегают по 301-му, 331-му и так далее. То же самое касается стоимости проезда. Вроде бы приняла мэрия решение о том, что платить нужно 20 рублей вне зависимости от того, по району человек едет или между, а на пригородных взяли и сделали 20 – по району и 22 – между. А все потому, что эти самые «трехсотые» мэрии не подчиняются и договоры их владельцы заключают напрямую с областным министерством транспорта. Планирует ли Сергей Андреев решать эту проблему – пока неизвестно.
Еще более сложная ситуация с социальными транспортными картами (для пенсионеров, студентов и школьников), по которым, по задумке мэрии, с 1 января можно ездить не только на муниципальных автобусах, но и на маршрутках. Так вот, принимать их отказываются не только в упомянутых выше «трехсотых», но и на большинстве городских маршрутов. Водители мотивируют это тем, что нет денег на покупку специального считывающего устройства.
Что ж, давайте подведем первые итоги. По сути никаких позитивных перемен горожане не увидели. Мало того, не совсем понятно: за что мэрия в свое время заплатила большие деньги специалистам из Санкт-Петербурга, занимавшимся разработкой этой самой маршрутной сети? Неужели в департаменте транспорта не нашлось бы умников, которые смогли бы посчитать, что маршрутов в городе слишком много и нужно как-то разгрузить улицы. Кстати, именно в этом мы видим основную цель затеянной Сергеем Андреевым транспортной реформы: в ущерб пассажирам немного расчистить городские улицы от транспорта, уменьшив таким образом количество пробок на дорогах. Информация от фирмы «Спринтер» о лимите в 18 машин на 108-м маршруте лишь подтверждает эту гипотезу.
Андрей Липов, газета «Вольный город»