Кто нас встретил на пороге усадьбы графа Орлова-Давыдова

старинная усадьба

Хорошая новость прошла по каналам телевидения: два богатых бизнесмена выкупили в Подмосковье старинные памятники архитектуры, превращающиеся в развалины, и начали на собственные средства приводить их в первоначальный вид. А сколько таких дворцов, усадеб, храмов еще по матушке России, и все ждут своей очереди, людского внимания и человеческой щедрости.

Да вот, далеко ходить не надо. В селе Усолье почти на берегу Волги напротив санатория Волжский Утес находится памятник истории и культуры регионального значения — усадьба графа Орлова-Давыдова. Меня привело сюда любопытство, живу рядом, а посетить это место до сих пор не удосужился. Первый же встречный житель села показал место, где раскинулись во всей еще не сильно увядшей красе полуразрушенные здания усадьбы. Подъехать на машине прямо к ступенькам дворца не составило труда — никакой изгороди или хотя бы оповещения о том, что проезд для автомобилей закрыт, не было. Также я не увидел и вывески о том, что это памятник – часть исторического наследия Самарской области и охраняется государством. Вслед за нами приехала еще целая кавалькада недешевых автомобилей с молодыми людьми. Познакомились. Как оказалось, веселые парни нешутейно интересуются развалинами и намерены взяться за их восстановление. Они уже не впервые подробно их исследуют и в этот раз привезли с собой специалистов: строителей и архитекторов. Пусть у них все получится.

Кто встретил нас на пороге усадьбы? Не поверите, замечательный рыжий кот. Как генерал он прошелся вдоль выстроившихся в шеренгу посетителей, попозировал фотографу и с достоинством удалился через арку ворот во внутреннюю часть усадьбы.

Интересный факт, что рядом с развалинами дворца графов Орловых-Давыдовых находится одинокая могила с красно-звездным старым обелиском. Меня это очень заинтересовало, и я не преминул подойти и посмотреть. На обелиске прикреплена табличка с текстом: «Круглов Н.А. Коммунист погиб 10 марта 1919 года». К сожалению, спросить было некого, кто такой Круглов, чем знаменит. Поразмышляв, я пришел к логическому заключению, что гибель коммуниста, скорее всего, связана с событиями «чапанного» восстания. Именно в начале марта 1919 года здесь, как и в других селах Поволжья, крестьяне взбунтовались против советской власти. Но это другая история. Символично, что два осколка прошлой эпохи находятся рядом.

Но вернусь к описанию своего исследования развалин. На фасаде дворца сохранились два фамильных герба графов Орловых. А буквально через три дня мне стало известно, что один герб пропал. Видимо, кто-то решил украсить свой дом этим артефактом.

Честно говоря, меня поразил открывающийся взгляду бардак в этом историческом месте: проход в главное здание усадьбы открыт не только человеку, но и всем ветрам, дождю и снегу. Но, несмотря на разруху, усадьба по-прежнему сохранила свой величественный вид и историческую привлекательность. Видно по сохранившимся решеткам на окнах и железным дверям, что власти старались как-то сохранить здания от погодной стихии и разграбления, но не получилось… По следам, оставленным «человеком разумным», видно, что развалины усадьбы графов посещаются довольно часто. Поразительно, что до сих пор никто не пострадал от несчастного случая. Не считая недавнего (в 2009 году) пожара в одном из зданий усадьбы. Теперь здесь царит полная разруха: копоть, гарь и провалившиеся потолки.

А ведь всего-то 40 лет назад все это великолепие было в целости и сохранности. Здесь были детский сад, учебные кабинеты, спортивные залы, столовая, общежитие для студентов. Мой отец, Иван Гаврилович Мальчиков, будучи студентом-заочником сельхозтехникума, не раз ночевал в приспособленном для учащихся здании и гулял по графскому саду.

На свой страх и риск мы прошлись по подвалам и этажам усадьбы, поражаясь мастерству прежних строителей и безалаберности сегодняшнего поколения. Поговорка «Имея – не храним, а потерявши – плачем» как нельзя кстати всплыла в памяти.

Что нам известно об этом памятнике исторического наследия? Вот что мне удалось найти.

В 1768 году Российская императрица Екатерина Вторая пожаловала эти земли «в вечное и потомственное владение» Григорию Григорьевичу Орлову. Новые владельцы построили в Усолье большой усадебный комплекс, включающий в себя двухэтажный барский дом из 16 комнат, по левую руку от него располагался флигель управляющего, по правую – «застольная» и кухня с подсобными помещениями. Кроме них были отдельно стоящие вотчинная контора, мастерские и другие строения. К сожалению, все это было уничтожено огнем во время крупного пожара 1812 года. Тогда вместе с усадьбой выгорело почти все село.

В 1814 году началось строительство новой каменной усадьбы, развалины которой и сохранились до сих пор. Строительство затеял наследник графа Григория Орлова Владимир Григорьевич: «Желаю иметь строение прочное, удобное для намерения, для которого строится, а наружность была бы простая и приличная, но не затейливая». Весь комплекс зданий усадьбы в виде каре был спроектирован его крепостными архитекторами Х. Сахаровым и А. Цукановым при участии Д. Жилярди.

В него входили здание конторы, каменный флигель для управляющего, большой конный двор. Была псарня на 300 охотничьих собак, птичий двор с обученными охоте соколами и ястребами, зверинец с медведями, волками и лисами. В 1830-х годах перед восточным фасадом усадьбы французским садовником Помре был разбит ландшафтный парк со специально подобранными растениями. С 1840-х годов на территории появляются новые постройки, но уже не в стиле классицизма. Сначала это стиль прибалтийской архитектуры: дома для садовника, конюхов, каретников, священника, а в 1864 году был построен дом для служащих из красного кирпича в неоготическом стиле. Был и уникальный сиреневый сад, в котором были собраны все виды сирени, способные расти в климатических условиях Среднего Поволжья. В имении была обширная библиотека, собранная еще в конце XVIII века первыми владельцами и просуществовавшая до 1917 года. Усольская вотчина была одной из лучших помещичьих хозяйств в Поволжье.

С 1831-го по 1882 год усадьба принадлежала внуку В.Г. Орлова Владимиру Петровичу Давыдову, затем его сыну Анатолию и позднее внуку Александру Орлову-Давыдову. С 1919-го по 1975-й в зданиях усадьбы располагался сельскохозяйственный техникум. После его переезда в новое помещение усадьба была заброшена и началось ее постепенное разрушение.

В 2006-2008 годах был подготовлен проект реставрации усадьбы, но пожар 2009 года, довершив разрушение усадьбы, остановил его осуществление. На сегодняшний день наиболее сохранившееся здание усадьбы – это вотчинная контора, три этажа с полуразрушенным мезонином и смотровой площадкой. Но подниматься сюда стало опасно. И все же советую посетить этот уголок истории нашего края. Есть что посмотреть. Сейчас самым старым постройкам усадьбы уже более 200 лет. Очень жаль, что пропадает такой замечательный образец графских усадьб начала 19-го века. А ведь можно было бы сделать здесь хороший музей и туристический центр. Сохранились два огромных старых дуба, которые, по преданию, посадил Владимир Орлов в честь рождения сыновей-близнецов. Отдельная история о двух древних осинах, растущих напротив развалин. По-своему уникальной является старинная система канализации усадьбы, исправно действующая до сих пор.

Да, жизнь не стоит на месте. На смену этим монументальным зданиям пришли современные постройки из стекла и бетона. Но все равно жаль, что прошлое мы недостаточно храним, спустя рукава относимся к сохранению своего великого наследия, созданного руками сотен мастеров.

Александр Мальчиков, оригинал статьи опубликован в газете «Ставрополь-на-Волге»

кот около усадьбы