Казалось бы, к постоянным повышениям цен на вазовские машины все уже привыкли (в прошлом году их было семь!), однако то, что произошло в начале января, заставило многих схватиться за голову. Некоторые модели подорожали на 20 и 40 тысяч рублей, но есть и такие, минимальная стоимость которых изменилась сразу на 50-80 тысяч (это 5-6 процентов), всё больше убеждая нас в мысли, что автомобиль теперь – это очень большая роскошь.
К примеру, «Гранта» за последние 15 месяцев подорожала на 115-178 тысяч рублей, в зависимости от комплектации. То есть среднее повышение стоимости этой модели составило 140 тысяч, а если грубо разделить на 15, то получается, что в месяц цена увеличивалась в среднем на 9-10 тысяч.
А теперь представьте, что какой-то человек поставил себе цель накопить на машину с нуля, откладывая с каждой зарплаты тысяч по десять. Получается, что он ни на шаг не приблизился к покупке, а лишь «компенсировал» очередное повышение стоимости. Такая вот интересная ситуация, свидетельствующая о том, что позволить себе новый автомобиль может лишь человек, не боящийся кредитов, или тот, у которого уже есть накопления (причем немалые) либо имущество для продажи.
Причем дорожает не только вазовская продукция. К примеру, отлично продающаяся в России модель «КИА Рио» прибавила в стоимости в среднем 30 тысяч рублей, «Хендэ Крета» – 60 тысяч, «Тойота РАВ 4» – 50, а «Рено Дастер» – сразу 110, правда, здесь стоит отметить, что из продажи исчезла самая дешевая комплектация без кондиционера.
На этом фоне вазовское подорожание вроде бы не выглядит столь критичным, но, с другой стороны, покупатели машин под брендом «Лада» – это в основном так называемый средний класс, для которого лишние 20 тысяч потратить намного болезненнее, чем обеспеченному – 50 или 100. Иными словами, сравнение с иномарками хоть и допустимо, но с определенными оговорками.
Самая доступная наша модель – «Гранта» – по сравнению с декабрем подорожала на 11 тысяч в минимальной комплектации, однако, скорее всего, машину за обозначенные 598 900 рублей придется довольно долго ждать в автосалоне. Как мы уже неоднократно писали, дилерам невыгодно торговать машинами по рекомендованной заводом цене. Если так пойдет дальше, то «Гранта» за миллион станет вполне нормальным явлением. Такие машины уже сейчас можно найти в максимальной комплектации и с дополнительным оборудованием.
Иногда ситуация с ценами доходит почти до абсурда. К примеру, на днях кто-то из горожан вывесил в соцсетях фотографию с ценником на автомобиль «Нива Тревел», рекомендованная стоимость которого составляет от 879 тысяч до миллиона рублей. Так вот, в одном из автосалонов эту машину продают за 1 641 800 рублей, из которых 708 900 – это дополнительное оборудование.
Понятно, что кризис у дилеров и всё такое, но увеличивать цену машины почти в два раза, навешивая допы на сумму, сопоставимую со стоимостью новой «Гранты», – это, наверное, уже перебор. Впрочем, не исключено, что и на такую «Ниву» найдется свой покупатель.
Вообще, внедорожник «Тревел», продажи которого начались чуть менее года назад, разочаровал многих автолюбителей. Во-первых, внешне машина не стала более привлекательной по сравнению с той, которая выпускалась под брендом «Шевроле», а во-вторых цену, на нее всё сложнее назвать доступной.
Что же касается самого дорогого вазовского автомобиля, то им остается «Веста Спорт», максимальная стоимость которой в декабре составляла 1 312 900 рублей, а теперь – 1 394 900 (подорожание за последние 15 месяцев составило 248-278 тысяч). Чтобы было понятно, за эти деньги можно купить «КИА Рио» или «Фольксваген Поло», причем, чем дальше на запад от Самарской области, тем больше покупателей делают выбор именно в пользу более-менее доступных иномарок.
Не особо радует и цена «Икс Рея», который уверенно двигается к отметке в миллион рублей, а в некоторых комплектациях уже преодолел ее. Кстати, в комментариях, которые люди оставляют в соцсетях, отмечается, что если бы зарплаты россиян росли так же, как цены на вазовские машины (то есть на 15 процентов в год), то был бы повод говорить о достойном уровне жизни.
Теперь поговорим о других новостях, касающихся Волжского автозавода. Общее количество проданных в прошлом году новых машин на момент сдачи номера в печать озвучено еще не было, а вот в рейтинге подержанных «Лады» одержали безоговорочную победу. В десятку самых популярных моделей на вторичном рынке попали сразу семь тольяттинских: «Приора», «четырнадцатая», «Гранта», «Калина», «семерка», «десятка» и «Нива». Из иномарок в список вошли «Форд Фокус» (4-е место), «Хендэ Солярис» (7-е) и «КИА Рио» (8-е).
Что касается рабочего ритма, то, как и предполагалось, за период новогодних каникул на ВАЗе смогли накопить достаточный запас комплектующих, позволивший на этой неделе приступить к бесперебойному выпуску продукции. Надолго ли хватит импортной электроники – вопрос сложный. Как пишут аналитики агентства «Автостат» со ссылкой на зарубежные источники, глобальный дефицит полупроводников в автомобильной промышленности продлится еще несколько лет. Согласно прогнозам, спрос на чипы будет расти на 17 процентов в год, а производственная мощность – только на 6 процентов.
Осложняет ситуацию и то, что многие предприятия (не только автомобильные) начинают закупать ненужные им в данный момент полупроводники (так сказать, на всякий случай), что, естественно, усиливает дефицит. Примерно то же самое мы проходили в ситуациях с гречкой и туалетной бумагой, но тут масштабы иные, а значит, и последствия производственной паники могут быть более серьезными.
Есть мнение, что автозаводам потребуется около пяти лет, чтобы подстроиться под изменившуюся ситуацию, пересмотреть условия договоров с поставщиками, при необходимости открыть собственные мини-производства и тем самым окончательно выйти из кризиса с полупроводниками.
Как жить всё это время? Не исключено, что на ВАЗе все-таки задумаются об очередной оптимизации численности. На днях уже появилась информация, что, по согласованию с профсоюзным комитетом, принято решение о продлении выплаты компенсации в размере 12 прожиточных минимумов или пяти средних заработных плат при увольнении по соглашению сторон в порядке перевода к другим работодателям. Предполагается, что это сократит штат работников ВАЗа на 900 человек.
Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 1 (1385) 14.01.22