Кто больше виноват в кризисе на ВАЗе?

работники завода на конвейере

Как известно, ВАЗ уже второй год находится в кризисном состоянии. При этом произошли резкое снижение производства и реализации автомобилей, а также сокращение работников. И этот процесс, скорее всего, продолжится и в следующем году.

Ранее мы опубликовали интервью с известным экспертом в сфере автопрома, ветераном ВАЗа Юрием Целиковым. В нем он высказал мнение о том, что в нынешней ситуации, сложившейся на заводе, глава «Ростеха» Сергей Чемезов виноват больше президента ВАЗа Бу Андерссона. В связи с этим редакция обратилась к другому нашему эксперту – заместителю председателя профкома «Единство» Анатолию Иванову с просьбой высказать свое мнение о причинах кризиса на автозаводе.

– Всегда с большим интересом читаю публикации с участием Юрия Целикова. Считаю, что делать вывод о том, кто из руководителей виноват больше, необходимо только после всестороннего анализа их деятельности. Анализировать же работу команд Чемезова и Андерссона необходимо по основным показателям результатов деятельности АВТОВАЗа: по количеству произведенных и реализованных автомобилей, а также по чистой прибыли. И только в случае равных внутрироссийских экономических условий в периоды деятельности каждой из команд можно сделать объективный вывод об их успехах или провалах в работе.

Например, в докризисные 2005-2008 годы завод во главе с Сергеем Чемезовым выпускал ежегодно больше 700 тысяч автомобилей, а альянс «Рено-Ниссан», владеющий контрольным пакетом, планировал произвести в 2015 году 712 тысяч машин. И произвел бы, если бы смог их продать. Но за 10 месяцев выпустил только 407 тысяч автомобилей, которые плохо продаются по причинам, от альянса не зависящим. То есть при сравнении результатов деятельности этих команд надо учитывать, кроме вышеназванных, и другие факторы, которые могут быть даже более важными. Поэтому стоит ли вообще связывать сложность ситуации на АВТОВАЗе в настоящее время с эффективностью деятельности руководящих им команд?

В какой-то степени, думаю, связывать можно. Как мне представляется, передача завода в управление команде Сергея Чемезова была ошибочным решением президента страны. Руководить производством автомобилей стали люди, имевшие отношение только к производству и продаже оружия. Невозможно, конечно, однозначно утверждать, что было бы с заводом, если бы он остался под началом команды Владимира Каданникова и группы «СОК», но то, что лучше, когда управляют профессионалы, это однозначно. Тогда и ситуация на АВТОВАЗе была бы лучше, и завод не продали бы альянсу…

Однако основные причины кризисной ситуации на ВАЗе в настоящее время связаны с последними экономическими кризисами. В 2009 году мы пережили мировой финансово-экономический кризис, а в настоящее время переживаем сугубо российский, связанный со снижением цены на нефть и западными санкциями. И не только с ними. Как известно, слабость российской экономики – в ее зависимости от цен на сырьевые товары, поэтому любые кризисы она переживает более тяжело. Изменение же ситуации в экономике зависит от политической воли и профессионализма власти.

– То есть основные требования работники АВТОВАЗа должны предъявить власти?

– Совершенно верно. Во-первых, президент страны дважды вмешался в работу автозавода, направив к нам сначала команду Сергея Чемезова, а потом Бу Андерссона. И, во-вторых, власть не создала условия для нормальной работы предприятий. Поэтому она обязана оказывать заводу государственную поддержку в различных формах, а самое главное – должна принять необходимые меры для скорейшего преодоления экономического кризиса в стране.

Предъявить свои требования работники должны и сегодняшним владельцам завода. Да, предпринимательская деятельность осуществляется в целях получения прибыли, но на свой риск. Руководители альянса прекрасно знали ситуацию в России, тем не менее они решили войти в этот рынок и работать в нем, видимо, рассчитывая на перспективу. То есть они сначала готовы были работать в убыток, в дальнейшем же рассчитывают его компенсировать. Вот пусть пока убытки и несут. Но социально ответственными они быть обязаны, это является одним из основных принципов европейского, да и российского социального партнерства. Например, при необходимости сокращений персонала пусть выплачивают не менее чем годовую заработную плату каждому увольняемому.

– А что предпринимает профсоюз «Единство» для защиты работников завода, и прежде всего от сокращений?

– Профсоюз провел, правда, совместно с районной организацией КПРФ, митинг 27 сентября. А с учетом того, что 30 ноября состоится заседание совета директоров АВТОВАЗа, мы планировали провести митинг еще 29 ноября, но на один день опоздали с подачей уведомления о его проведении. Поэтому вместо митинга на этот день мы запланировали проведение профсоюзной конференции, на которой примем свои требования и отправим их председателю правительства страны и президенту АВТОВАЗа.

– Вы считаете, что требования тольяттинцев влияют на принимаемые правительством страны и руководством завода решения?

– Не только считаем, но и знаем, что влияют. Кстати, свои требования мы постараемся довести до тольяттинцев и через газету «Вольный город», если редакция будет не против.

Анатолий Иванов, депутат Госдумы от города Тольятти 3, 4 и 5 созывов

Записал Виктор Зимогоров, «Вольный город»