Крайними остались водители маршруток

2 и 3 февраля тольяттинцы, пользующиеся услугами общественного транспорта, ожидали анонсированных ранее забастовок водителей общественного транспорта. Речь идет о коммерческих перевозчиках, т.н. «газелистах». За несколько дней до предполагаемого срока в департамент транспорта мэрии г.о. Тольятти поступили анонимные сообщения о том, что водители маршрутных такси грозят забастовкой, из-за того что им приходится за свой счет возить льготников. Мэр Сергей Андреев с такой постановкой вопроса не согласен. По мнению градоначальника, юридические лица, принявшие на себя обязательства по перевозке тольяттинцев по городским маршрутам, должны были позаботиться об установке оборудования, позволяющего учитывать объем и стоимость льготных перевозок по транспортной карте.

Формально инициатива по пересмотру «правил игры» принадлежит неофициальному профсоюзу водителей маршруток. «Официальные сообщения о забастовке в мэрию не поступали. Были анонимные сообщения с неустановленных ящиков электронной почты. Но сегодня в пять утра все выехали, все работают. Обещали здесь собраться, в мэрии. Соберутся – поговорим», — сообщил Сергей Андреев. Впрочем, маловероятно, что на подобную акцию водители альтернативного транспорта могли бы пойти без согласия со стороны своих работодателей.

Суть конфликта очень упрощенно выглядит так: коммерческие перевозчики, получив определенный объем маршрутов и поставив на них свой транспорт, одновременно с ним получили обязанность осуществлять перевозку льготных категорий граждан. Для справки: количество регулярных троллейбусных маршрутов в 2015 г. сократилось до 15 единиц, количество регулярных автобусных маршрутов составило 82 единицы, включая сезонные дачные перевозки, а также перевозки, осуществляемые в дни поминовения усопших. Остальной объем перевозок был отдан на обслуживание частным перевозчикам. Но поскольку «живыми» деньгами льготные пассажиры не расплачиваются, то крайними остались водители, работающие на маршрутах.

Для них сумма ежедневной выручки, сдаваемой своему работодателю, не уменьшилась, следовательно, уменьшился их личный дневной заработок. Это официальная трактовка ситуации со стороны водителей частных перевозчиков. По сути, обычному внутреннему конфликту между водителями и их нанимателями был придан социальный оттенок: с одной стороны, мало зарабатывающие водители маршрутных такси, с другой — льготники, рискующие остаться и вовсе без транспортных услуг. Проблему очень легко могла бы решить установка устройств, фиксирующих объем перевозок льготных категорий граждан, с дальнейшим предъявлением выпадающих доходов. Компенсационные выплаты осуществляет правительство Самарской обл. Так работают все муниципальные транспортные предприятия области. Но такой путь явно не устраивает частных перевозчиков. Во-первых, он означает раскрытие реального объема осуществляемых перевозок, что, не исключено, крайне нежелательно для представителей альтернативного транспорта. Во-вторых, установка устройств типа валидаторов означает определенные затраты.

Ранее, а именно 1 декабря 2014 г., УФАС по Самарской обл. уже признавало позицию мэрии г.о. Тольятти законной и обоснованной. Напомним, тогда ряд альтернативных перевозчиков, таких как ООО «Маяк», ООО «Интерколор», ООО «Лайн Сити», ООО «Сити-Транс-Сервис», пытались оспорить положения конкурсной документации, касающиеся требований по обязательной перевозке льготных категорий граждан, оборудования всего транспорта навигационным оборудованием ГЛОНАСС (позволяющим контролировать фактическое нахождение транспорта на маршруте). Также перевозчиков не устроило требование пересматривать стоимость проезда не чаще 1 раза в год.

Очевидно, это обстоятельство, а именно наличие положительного для мэрии заключения УФАС по условиям конкурсов на распределение маршрутов между перевозчиками, и могло подтолкнуть частников на реализацию довольно изощренной схемы с нагнетанием социального конфликта. Т. е. руками водителей. А сами перевозчики, получается, и ни при чем. Между тем протестная акция, как и следовало ожидать, так и не состоялась.

Судя по словам Сергея Андреева, мэрия не будет пересматривать условия уже заключенных муниципальных контрактов. «Были заранее объявлены требования, и перевозчики должны сами организовать рабочий процесс. Если у них возникают с этим проблемы, договоры будут расторгнуты, и в течение трех месяцев мы сами определим перевозчиков, проведем новый конкурс. К разговору о том, что кто-то кого-то бесплатно возит. Наше муниципальное предприятие никого бесплатно не возит. Оно получает возмещение своих затрат. Такая же возможность есть у остальных перевозчиков. Они также могут оборудовать свои транспортные средства соответствующими считывающими устройствами и получать возмещение средств. Если они эту работу не хотят организовывать, то это их право — значит, с деньгами у них все хорошо», — обозначил свою позицию глава Тольятти на брифинге, состоявшемся 2 февраля.

В проекте бюджета 2015 г. предусмотрено 240 млн р., которые направят на предоставление субсидий транспортным предприятиям Тольятти с целью компенсации недополученных доходов, возникших в результате перевозки пассажиров-льготников. Для их получения предприятиям, претендующим на субсидию, надлежит представить калькуляцию, из которой была бы видна реальная стоимость перевозки одного пассажира. На этом фоне очень странно, что альтернативщики не стремятся создать себе условия, чтобы претендовать на часть этих средств.

маршрутные автобусы

фото: “Площадь Свободы”

областной аналитический еженедельник «Хронограф»

фото: из открытых источников