«Которые всегда остаются и получают зарплату больше в два раза»

Интересные всё-таки вещи творятся на Волжском автозаводе. На фоне постоянных разговоров про оптимизацию численности и уменьшение плана сборки не совсем логичным выглядит график тех, кто задействован на производстве «Б ноль». Многие там не только трудятся по шесть дней в неделю, но и задерживаются после второй смены, чтобы иметь более-менее приличный заработок.

– А я завтра в первую смену к 5 часам утра поеду! – с некой грустью заявил мне при встрече знакомый (в его интересах не буду называть имя и фамилию), много лет трудящийся на «Б ноль».

Признаюсь, информация меня сильно удивила. Про задержки после второй слышать доводилось, но тут что-то новенькое.

– Вот так вот! – продолжил он. – В общем-то, это по желанию, но у меня выхода нет: деньги сейчас очень нужны.

Получается, что «Б ноль», где выпускают «Ларгус», «Икс Рей», а также модели «Ниссан» и «Рено», сильно отличается от других вазовских подразделений. Дело в том, что там помимо прочего делают по контракту комплектующие, которые отправляют на другие заводы альянса, в том числе в далекий Алжир. Рабсила у нас едва ли не самая дешевая в Европе, так почему бы иностранным капиталистам этим не пользоваться? Впрочем, поговаривают, что даже на «Б ноль» столь плотный график – дело временное и к концу года могут опять начаться простои по вине работодателя.

Не менее интересная ситуация и с рабочими субботами. Далеко не все горят желанием трудиться по шесть дней в неделю, а так как людей не хватает, руководство психологически и финансово поддавливает несогласных. К примеру, пообещали работникам по 2 тысячи рублей в месяц дополнительно при полной выработке часов.

– О том, что обязательным условием является работа по субботам, сначала речь вроде бы не шла, – сказал мой знакомый. – А потом, когда многие начали отказываться, стали пугать, что не будет доплаты!

– А много в бригадах недовольных новым графиком? – спрашиваю.

– Есть, конечно. Бывает, что они даже недовольно бурчат в наш адрес. Мол, те, кто готов работать сутками, поощряют рабский труд. А я так думаю: если есть возможность заработать, надо ей пользоваться. Сам видишь, что в городе происходит. Да и зачем вообще ездить на завод, если нет желания получать больше? Тратить свое время, деньги на проезд… Просто так, для галочки? Не понимаю.

Кстати, в группе «Рабочие АВТОВАЗа» в одной из популярных соцсетей также разгораются нешуточные дебаты по поводу нового графика на «Б ноль». Вот один из комментарием против:

– Вместо того чтоб выдвигать коллективные требования о повышении заработной платы, такие горе-труженики (у которых по 250 часов в месяц набегает) снижают стоимость рабочей силы. Если человек как зомби вкалывает один и за копейки – будет ли хозяин предприятия ни с того ни сего платить ему более высокую заработную плату? Руководству нужно больше таких работников, которые приходят домой, выпьют пивка от бессилия и усталости, съедят плавленый сырок с паштетом, а с утра опять бегут приносить сверхприбыли работодателю.

А вот – за:

– На АВТОВАЗе, видимо, всегда ныть будут. Им предлагают денег заработать – остаться после работы или приехать до. Ведь не бесплатно же! Знаю нескольких людей, которые всегда остаются и получают зарплату больше в два раза тех, кто не остается. А те постоянно ноют, что зарплата малая и зачем нужно оставаться. Ребята, работайте, пока есть возможность зарабатывать.

Что ж, наверное, в какой-то степени правы и те и другие. Кстати, к дебатам стали присоединяться и жители других городов, которые даже выкладывают в интернете отсканированные копии своих расчетных листов. Мол, смотрите, работаю 176 часов в месяц, а получаю гораздо больше вас. Впрочем, все и так знают, что заработки в Тольятти относительно небольшие.

А тем временем

За девять месяцев в России было реализовано 221 тысяча 207 автомобилей марки «Лада», что на 16,5 процента больше, чем в аналогичный период 2016-го. Лидером остается «Гранта» (67702 штуки), а на втором месте по популярности – «Веста» (54641). Что касается «Икс Рея», то этой модели пока к лидерам приблизиться не удается (23976), однако по сравнению с прошлым годом прогресс ощутимый.

Растут продажи и у конкурентов ВАЗа. К примеру, «КИА» в сентябре увеличила объемы реализации на 40 процентов, «Хендэ» – на 12, «Рено» – на 22 и так далее. Цифры удивительные, особенно с учетом того, что цены на автомобили постоянно растут. К примеру, стоимость популярной среди россиян модели «Рио» доходит в Тольятти до 990 тысяч рублей, а «Соляриса» – до 924. Если так пойдет и дальше, то «Икс Рей» и «Веста» могут отвоевать еще более солидный кусок рынка.

Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 40 (1168) 13.10.17
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

рабочий на конвеере собирает автомобиль

фото: automoto.ua

фото: из открытых источников