Корней Чуковский делится секретом науки расставанья

фото корней чуковский молодой

– Я изучил «науку расставанья» и понял, что главное в этой науке – не уклонение от горя, не дезертирство, не бегство от милых ушедших, а также не замыкание в горе, которому невозможно помочь, но расширение сердца, любовь – жалость – сострадание к живым.

Кто в детстве не читал «Муху-Цокотуху», «Айболита» и «Бармалея»? Корней Иванович Чуковский (1882-1882) – это настоящий классик детской литературы, автор детских загадок, песенок, перевёртышей и сказок. Стихи Чуковского входят в нашу жизнь, когда мы только начинаем понимать смысл слов, и возвращаются, когда нам приходит время растить собственных детей. Вот так и получается, что «Муха-Цокотуха» и «Бармалей» лежат в основании русской культуры, сплачивая ее носителей лучше, чем любые государственные или национальные идеи. Папы и мамы, которые в детстве зачитывались произведениями Чуковского, читают их теперь своим детям.

Чуковский считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу».

Однако заслуга Чуковского не только в этом: его стихи, детские по форме и смыслу, причудливым образом отражают мир взрослых, и в этом волшебном зеркале мы можем различить те свои черты, о которых сами не знаем или давно забыли.

«Детский писатель должен быть счастлив» – этой заповеди Корней Чуковский следовал всю жизнь. До старости он сохранял умение радоваться любой работе и щедро делился этой радостью с окружающими.

Итак…

Его даты:

19 марта 1882: родился в Санкт-Петербурге.

1883: мать Чуковского с детьми переезжает в Одессу.

1898: исключение из гимназии.

1901: первая статья в «Одесских новостях».

1903: женитьба на Марии Гольдфельд.

1903-1904: в качестве корреспондента «Одесских новостей» живет в Лондоне.

1907: выход первой книги – «Поэт-анархист Уолт Уитмен».

1923: напечатаны «Мойдодыр» и «Тараканище».

1928: первое издание книги «Маленькие дети», впоследствии озаглавленной «От двух до пяти».

1956: выход в свет «Бибигона».

1962: присуждение Оксфордским университетом степени доктора литературы.

28 октября 1969: скончался в Кунцевской больнице в Москве.

Единственное наказание – безделье

Отчисленный из гимназии, Чуковский еще подростком был вынужден зарабатывать себе на жизнь. Однако это не сделало его несчастным: уже тогда он умел получать удовольствие от любой работы. Наказанием для него могло быть только безделье.

Чуковского любили все: встречаясь в доме писателя в Куоккале, даже старые недруги забывали о своей вражде из уважения к хозяину. Как никто другой он умел превращать в праздники скучные будни: «Крокодила» придумал в поезде в утешение заболевшему сыну, а свой рукописный альманах «Чукоккала» сделал увлекательной игрой для нескольких поколений писателей и художников…

Понимание ценности каждого мгновения делало его бесстрашным: он был единственным советским писателем, который поздравил опального Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии и не побоялся поддержать Александра Солженицына в годы преследований. Из того же источника – непосредственность и свежесть его взгляда на мир, которыми он так щедро делился и с современниками, и с нами – потомками.

Бегом от рутины

– Тяга к новаторству, к преодолению косных, заплесневелых идей присуща решительно каждому, кто увлеченно работает в какой бы то ни было области знаний. В этом-то и таится для нас праздничная радость работы, ее главное очарование, ее соблазнительность, – говорил Чуковский. – Внося элемент творчества в любое повседневное дело, фантазируя и отыскивая новые пути в обход затоптанных маршрутов, мы можем не только преодолеть жизненную рутину, но и превратить любую работу в увлекательное приключение.

В поиске впечатлений

Обилие впечатлений мешает нам полноценно воспринимать каждое из них в отдельности.

– Каждый из нас, городских людей, переживает теперь в один день столько, сколько иному человеку прошлого столетия хватило бы на всю жизнь…,- считал писатель.- Переживаний больше, но каждое из них как бы укоротилось.

Именно поэтому любое впечатление, сколь бы мимолетным оно ни было, необходимо осмыслить и прочувствовать, хотя бы на несколько мгновений сконцентрировав на нем все свои интеллектуальные и эмоциональные силы, – только так мы сможем сохранить чувство подлинности и значимости того, что происходит с нами здесь и сейчас.

Невыносимая легкость бытия

Цитата из Чуковского: “Счастье – естественное состояние души, еще не знающей ни об угрозе неминуемой смерти, ни о мучительных тяготах и томлениях жизни”

Все верно, общаясь с детьми, проникая в их потайной мир, искренне и глубоко сопереживая их радостям и горестям, чутко улавливая их потребности и желания, мы можем вернуть себе детскую радость бытия. И тогда «в периоды, когда надлежало бы хныкать и жаловаться, вдруг вскакиваешь с постели с таким безумным ощущением радости, словно ты пятилетний мальчишка, которому подарили свисток… Идешь по улице и, бессмысленно радуясь всему, что ты видишь, – вывескам, трамваям, воробьям, – готов расцеловаться с каждым встречным».

Главное в науке расставанья

Переживая боль утраты, мы либо концентрируемся на своем горе, которое кажется нам уникальным и неисцелимым, либо гоним прочь печальные мысли, стараясь побыстрее забыть о постигшей нас потере. Однако, по мнению Чуковского, ни тот, ни другой путь не ведет нас к желанной цели.

– Я изучил «науку расставанья» и понял, что главное в этой науке – не уклонение от горя, не дезертирство, не бегство от милых ушедших, а также не замыкание в горе, которому невозможно помочь, но расширение сердца, любовь – жалость – сострадание к живым.

корней чуковский

Викторина «Сказки Чуковского»

Вступительное слово к викторине

Чуковский Корней Иванович – автор детских загадок, песенок, перевёртышей. Очень любил Корней Иванович сочинять и сказки. Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу». Викторина «Сказки Чуковского» состоит из 17 вопросов. На все вопросы даны ответы.

1. Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?

Ответ: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Айболит», «Телефон», «Краденое солнце»

2. В сказках К.Чуковского нередко героем оказывается совсем не тот персонаж, от которого можно было ожидать смелого поступка. А кто становится героем в сказке «Приключение Бибигона»: персонаж крупных габаритов или маленьких?

Ответ: в «Приключениях Бибигона» герой «ростом, бедняга, не выше вот этакой маленькой мыши»

3. Зачастую действующими лицами сказок Чуковского выступают животные. И особенно часто — Крокодил. Вспомните, в каких сказках присутствует этот персонаж?

Ответ: в сказках «Крокодил», «Мойдодыр» (гуляющий с детьми по Таврическому саду), «Бармалей» (Крокодил глотает разбойника), «Тараканище» (Крокодил с испуга проглатывает жабу) и др.

4. Как вы считаете, Мойдодыр – враг мальчику-грязнуле или нет?

Ответ: Мойдодыр – не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над своими дурными привычками

5. Где призывал Мойдодыр мыться, купаться?

Ответ: « в ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане»

6. Из какой сказки этот отрывок:

«Что такое?

Что случилось?

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?»

Ответ: из сказки «Мойдодыр»

7. Продолжите фразу:

«Ехали медведи — …на велосипеде»

«Одеяло убежало — …улетела простыня»

«И сейчас же щётки, щётки — …затрещали, как трещотки»

«Скачет сито по полям –…а корыто по лугам»

«Стыдно старому реветь – ты не заяц, а …медведь»

8. В какой сказке Чуковского в качестве главного «персонажа» выступает устройство для передачи и приёма звука?

Ответ: «Телефон»

9. Какими отрицательными качествами наделён Таракан из сказки «Тараканище»?

Ответ: Таракан олицетворяет собой зло, насилие

10. Как считается в сказке Корнея Чуковского — дёшевы ли нынче рога?

Ответ: «Мы врага бы –

На рога бы,

Только шкура дорога,

И рога нынче тоже не дешевы».

11. От Федоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора?

Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи».

Правильный ответ: «И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора…»

12. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха в одноименной сказке?

Варианты ответов: 1. Новый Год. 2.Именины 3. Масленицу

Правильный ответ: Муха-Цокотуха справляла именины: «Нынче Муха-Цокотуха именинница»

13. Вспомните, как веселилась метла, когда начался праздник у Федоры?

Ответ: «А метла-то, а метла – весела –

Заплясала, заиграла, замела,

Ни пылинки у Федоры не оставила».

14. Как вы считаете, какая идея лежит в основе практически каждой сказки Чуковского?

Ответ: борьба добра со злом, победа добра над злом

15. Какой огромный предмет проглотил Крокодил в сказке «Краденное солнце»?

Ответ: Крокодил «солнце в небе проглотил»

16. На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных?

Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3.В Африку

Правильный ответ: в Африку

17. На каком шарике передвигались комарики в сказке «Тараканище»?

Ответ: На воздушном

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация», e-mail:rossinskiye@gmail.com

Литература:

1. Чуковская Л. К. Памяти детства: Мой отец – Корней Чуковский. – М.: Время, 2012. – 256 с., ил. – 3000 экз
2. Чуковский К. И. Серебряный герб: Автобиографическая повесть//Чуковский К.И. Собрание соч. в 15-ти т.т. Т.2.- М.: Книжный клуб «Терра», 2001.
3. Шевченко М. Корней Чуковский, счастливый труженик/ Мария Шевченко// PSYCHOLOGIES.- 2008.- №28.