Кому троллейбусы выйдут боком

Новости Тольятти augustnews.ru

За поддержку мутной схемы спасения ТТУ Владимир Бокк может поплатиться партийной должностью.

3 ноября МП «Тольяттинское троллейбусное управление» вернуло на улицы города электрический транспорт. Такая неожиданная развязка постигла разгоревшийся, было, спор между мэрией и городской думой в нашумевшей истории со спасением близкого к банкротству транспортного предприятия. Как ни странно, парламентскому большинству из «Единой России» понадобилось всего два дня, чтобы сменить гнев на милость и, не вдаваясь в лишние детали, почти единодушно поддержать такую актуальную для ТТУ «спасательную операцию». В результате троллейбусы по городу, конечно, поехали, но бюджет города, который и без того трещит по швам, еще глубже погряз в долговом болоте. 110 млн руб. – приблизительно столько тольяттинские налогоплательщики заплатят в 2016 году коммерческому ГЛОБЭКСБАНКу, где муниципальные ОАО «ДРСУ» и ОАО «ПОКХ», обеспеченные бюджетными гарантиями, возьмут кредиты под 16% годовых в пользу троллейбусного предприятия. Ведь, как бы ни начиналась эта история, сейчас, когда проблема с ТТУ решена, мэр Тольятти Сергей Андреев уже не скрывает: если предприятие не рассчитается с кредиторами, то акционерные общества тоже не смогут заплатить банку по счетам. А раз так – у города не будет иного выхода, кроме как исполнить свою же муниципальную гарантию на сумму около 110 млн руб.

Что же произошло в стенах городской думы? Как случилось, что парламентское большинство сначала отказалось верить градоначальнику на слово, а потом, отказавшись от каких-либо лишних вопросов, поддержало крайне невыгодное с точки зрения бюджета решение? Поговаривают, что немаловажную и чуть ли не заглавную роль в этом «спектакле» сыграл единоличный лидер фракции «ЕР» в городской думе Владимир Бокк. По имеющейся у нас информации, уже на следующий день после того, как дума воздержалась от голосования за сомнительную схему спасения ТТУ, представленную Сергеем Андреевым, депутат-вазовец в компании мэра и его первого заместителя заседал в кабинете у спикера ТГД Дмитрия Микеля. О чем конкретно шла речь за закрытыми дверями, неизвестно. Похоже только, что Бокк, который, по некоторым данным, за несколько часов до этого побывал в Самаре, привез из областного центра некие ценные указания, которые и доносил до председателя гордумы. И аргументы эти, судя по всему, оказались настолько убедительными, что Дмитрию Микелю не оставалось ничего другого, кроме как экстренно принимать решение о проведении второй внеочередной думы в пятницу, 30 октября. В пользу именно такого стремительного развития событий выступает хотя бы то обстоятельство, что информировать депутатов о внеплановом заседании 30 октября сотрудники аппарата парламента взялись накануне около 8 часов вечера.

Итак, в соответствии с обновленным графиком парламентских мероприятий второе внеочередное заседание думы, посвященное спасению городских троллейбусов, должно было начаться в пятницу в 15.00. А ровно в 14.00 выработать консолидированную позицию по данному вопросу собралась фракция «ЕР» во главе с Владимиром Бокком. Тут-то, как утверждают наши источники, и началось самое интересное. Невзирая на желание однопартийцев задать мэру важные, пусть и неудобные, вопросы, лидер парламентских единороссов пресекал все вопросительные попытки на корню. Зато правом выступить были великодушно наделены такие члены фракции, как, например, Николай Остудин или Наталия Жукова. Оба – выходцы с АВТОВАЗа, как и сам Владимир Бокк. И оба, не замеченные прежде в эмоциональных выступлениях на публику, вдали от посторонних глаз взялись на повышенных тонах убеждать коллег из «Единой России», что те ради спасения ТТУ должны согласиться со схемой Сергея Андреева и поверить: иного решения по финансированию предприятия нет.

И единороссы под давлением своего думского лидера поверили. Правда, далеко не все: за предоставление муниципальных гарантий в пользу ТТУ по сомнительной схеме через два акционерных общества проголосовали в общей сложности 18 членов фракции. Остальные при голосовании либо воздержались, либо выступили против принятия положительного решения.

На судьбе самого ТТУ это, впрочем, не отразилось. Раз большинство членов «ЕР» поддались на уговоры своего партийного лидера, то и вся фракция вынуждена была взять под козырек и на самой думе проголосовать за кредитование троллейбусов по крайне сомнительной и очень подозрительной схеме. Исключение составил только Борислав Гринблат, который в зале заседаний находился, но в голосовании не участвовал. За что и поплатился выговором от Владимира Бокка, пригрозившего ему исключением из фракции. Кроме того, в попытке то ли оправдаться, то ли дать понять, что решение в пользу мэра – мера вынужденная, дума постановила направить план спасения ТТУ на экспертизу в областной минтранс. Там вопрос должны будут изучить, после чего и сделают вывод: реально ли вообще спасти ТТУ или лишняя нагрузка на городской бюджет – это лишь жалкая попытка не вбить последний гвоздь в крышку гроба убыточного муниципального предприятия. Кроме того, в кулуарах думы уже пошли разговоры о том, что депутаты, недовольные единовластием Владимира Бокка, готовы инициировать его смещение с поста парламентского лидера «ЕР». Есть, правда, и другой, более щадящий вариант – в помощь Бокку могут избрать заместителей, а также сформировать президиум фракции. Для этого, конечно, нужны согласования в партийных органах власти города и региона. Но и за этим дело, похоже, не станет, если Владимир Бокк не откажется от своих монархических приемов работы…

Интересно:

По решению гордумы кредиты на сумму 94 млн руб. ОАО «ДРСУ» и ОАО «ПОКХ» возьмут в ГЛОБЭКСБАНКе на период с 13 ноября 2015 года по 13 ноября 2016 года. Плюс нужно время, чтобы акционерные общества перевели средства в виде займов в МП «ТТУ». Однако троллейбусы в Тольятти возобновили работу 3 ноября. По словам руководителя ТТУ Евгения Растегаева, после того как дума приняла решение о муниципальных гарантиях, мэр Сергей Андреев лично обратился в ОАО «Самараэнерго» с просьбой возобновить электроснабжение контактной троллейбусной сети Тольятти. Энергетики пошли навстречу, но опять же – под честное слово мэра. Так как никаких документов, подтверждающих намерения ГЛОБЭКСБАНКа выдать многомиллионный кредит, мэрия до сих пор не представила…

В тему

Вазовский след

Один из присутствовавших на заседании фракции депутатов в разговоре признался: заседание под председательством Владимира Бокка 30 октября шло, похоже, по хорошо спланированному сценарию, все роли в котором были расписаны. Слово давали только «своим». И среди этих «своих», за исключением спикера ТГД Дмитрия Микеля, оказались почему-то только депутаты-вазовцы. Но последние лояльностью к мэру никогда не отличались, напротив, нередко критиковали действия Сергея Андреева и его команды. И вдруг – такая удивительная метаморфоза. Что же изменилось?

В свете последних событий в городе можно только предполагать: не исключено, что руководству АВТОВАЗа во главе с Бу Андерссоном сверху пришел серьезный «нагоняй» за объявленные сокращения на предприятии и т. д. А тут еще кризис на «АвтоВАЗагрегате», к которому изначально имел отношение все тот же автозавод. Плюс решение АВТОВАЗа отказаться от заказа троллейбусных перевозок работников в 2016 году. Не исключено, что, пересчитав все «косяки» своего предприятия, депутаты-вазовцы решили из двух зол выбрать меньшее и поддержать хотя бы Сергея Андреева, чья схема спасения ТТУ как минимум на год решает вопрос занятости 700 работников троллейбусного управления. На фоне грядущей массовой безработицы – цифра вполне приличная. Выходит, и подмоченную вазовскую репутацию можно хоть как-то, но подтянуть.

Существуют, конечно, и другие варианты. АВТОВАЗ, как известно, безвозмездно передал в мэрию десять новеньких автомобилей LADA Vesta. Пусть временно, всего на год – но и то, как говорится, хлеб. Также автозавод дал согласие на паритетное, напополам с мэрией, финансирование лизинговой программы по приобретению автобусов на газомоторном топливе. Да к тому же 50-летие завода впереди, и к юбилею город рассчитывает получить из федерального бюджета несколько миллиардов. На каких условиях строятся эти отношения между мэрией и АВТОВАЗом – доподлинно неизвестно. Так что и с этой стороны нельзя исключать намек на некое «взаимовыгодное сотрудничество» между главой города и депутатами, связанными по службе с автозаводом.

фото: Площадь Свободы

Иван Дмитриев, “Площадь Свободы”