Мэрия Тольятти намерена закупить 120 автобусов на газу.
10 октября 2014 года на уровне правительства Российской Федерации была утверждена программа модернизации транспортной отрасли в части перехода на газомоторное топливо. Эта программа предусматривает компенсацию субъектам РФ части средств на приобретение автобусов, использующих газ вместо привычной «горючки». Для компенсации установлена фиксированная величина. А министерством промышленности Самарской области и в целом правительством принято решение о дополнительной компенсации до 50% затрат тем муниципалитетам, которые изъявят желание поучаствовать в этой программе и подадут заявки.
— Ситуация в Тольятти складывается так, что нам необходимо приобрести порядка 120 единиц автобусов большой вместимости для АТП-3, — рассказал вчера первый заместитель мэра Тольятти Алексей Бузинный. — Необходимо заместить 70 транспортных единиц имеющегося подвижного состава с износом порядка 80%. И еще 50 автобусов требуются для перехода на новую маршрутную сеть. Сумма, необходимая для приобретения 120 единиц автобусов, составляет порядка 1 млрд 40 млн рублей. Мы все прекрасно понимаем, что единовременно эту сумму городской бюджет просто не потянет. Соответственно, получаем, что 50% средств, то есть 520 млн рублей, возможно, будут компенсированы за счет средств федерального и областного бюджетов. А оставшиеся 50% мы разбиваем на лизинговые платежи на семь лет.
Предполагается, что источником оплаты данного лизингового платежа будут частично средства экономии от использования на автобусах газомоторного топлива. Экономия в год в сравнении с аналогичными автобусами на дизельном топливе оценивается примерно в 60 млн рублей. А первый лизинговый платеж в 2015 году, по словам вице-мэра, составит 37 млн рублей.
— Если посчитать в целом, за 7 лет мы потратим чуть больше 650 млн руб. из средств городского бюджета и одновременно с этим сэкономим порядка 400 миллионов. Таким образом, мы можем ожидать фактических расходов на 120 единиц транспорта в сумме чуть более 200 млн рублей. На мой взгляд, это очень эффективный и своевременный проект, и мы приложим максимум усилий для его реализации, — произвел расчеты для журналистов Алексей Бузинный.
Но почему-то приходит на память первая провальная попытка мэрии закупить автобусы с газомоторными двигателями в 2006 году, в бытность Николая Ренца и.о. мэра города. Тогда, напомним, власти Тольятти закупили 120 автобусов «на газу» на общую сумму 1,5 млрд руб. — тоже в лизинг. Вся эта техника фактически вышла из строя, в том числе из-за неразвитой сети газозаправок и невозможности своевременно выйти на линию. В то время в Тольятти работала лишь одна газовая заправка.
К тому же начались просрочки платежей. Транспортная компания была обанкрочена. А автобусы были потеряны для города и отошли обратно лизинговой компании. Несколько лет они просто ржавели в отстойнике на Обводном шоссе. И реанимировать их к жизни было делом невыгодным. Поскольку для этого было необходимо провести дорогостоящую сертификацию всего газового оборудования.
Наступить еще раз на те же грабли мэрия надеется так, чтобы не получить шишку на прежнем месте.
— Мы планируем на территории АТП-3 установить пункты заправки автобусов газом, — рассказал Бузинный. — Будет модернизирована АГЗС, которая находится на Автозаводском шоссе. Сейчас время заправки автобуса там составляет 30 минут. Модернизация позволит заправлять автобус за 5-7 минут. Возможно, еще потребуется строительство АГЗС, и в первую очередь мы будем рассматривать площадки, приближенные к местам дислокации автобусов — на Южном шоссе, где находится производственная база.
Белорусы готовы
Перспективу закупки 120 «газовых» автобусов озвучил на днях и заместитель мэра по городскому хозяйству Сергей Анташев. По его словам, в пятницу премьер-министр Дмитрий Медведев подписал программу модернизации транспортной отрасли страны, а уже в понедельник, 13 октября, делегация мэрии Тольятти находилась в Минске на переговорах с администрацией местного завода МАЗ, выпускающего в том числе автобусы на газовом ходу. Как уточнил заместитель мэра, по итогам деловой встречи руководство МАЗа подтвердило готовность уже до конца 2014 года поставить в Тольятти все 120 автобусов. Параллельно, по словам Анташева, мэрия провела переговоры с Министерством промышленности и торговли РФ, с тем чтобы заявка Тольятти обязательно вошла в федеральную программу, утвержденную 10 октября. Кстати, партнером нового автобусного проекта пообещал стать «Газпром», где заявили: как только Тольятти подтвердит закупку партии автобусов на газовом ходу, компания развернет в городе строительство 7 газозаправочных станций.
Евгений Халилов, газета «Площадь Свободы»