Колье Татьяны Лабутиной вошло в число 24 лучших работ в мире

111 новости тольятти

Бисероплетение изменило жизнь Татьяны Лабутиной.

Из обычного бухгалтера она превратилась в признанного дизайнера украшений, изделия которого модницы разных городов и стран носят с удовольствием. Признание, конечно же, пришло не сразу. Семь с половиной лет мастерица занимается любимым ремеслом. За это время килограммы бисера, камней, бусинок прошли через золотые руки Татьяны, стали сотнями изящных браслетов, оригинальных кулонов, роскошных сережек и колье. А началось все в декретном отпуске. По словам самой Татьяны, надо было чем-то заняться, пока ребенок спал. Она и понятия не имела, какие у нее руки — золотые или серебряные. Просто новое занятие настолько захватило молодую маму, что она хваталась за бисер в любую свободную минуту, читала книги по рукоделию, находила интересную для себя информацию в Интернете.

Сначала бисероплетение сама Татьяна воспринимала как хобби и первые свои удачные работы дарила маме, сестре, подругам. Одни носили, другие — нет. У тех, кто носил, знакомые стали интересоваться: «Откуда у тебя такая интересная штучка»? А потом пошли заказы, участия в выставках, и мастерица поняла, что работы ее востребованны. В какой-то момент ее позвали работать бухгалтером, и она сначала вроде бы согласилась. Но когда знакомая привезла стопку документов для отчета, Татьяна поняла, что после творчества к бухгалтерской работе возвращаться не хочет. Стала выкладывать свои дизайнерские работы в Интернете, познакомилась с мастерицами.

Через год после начала занятий Татьяну с ее украшениями пригласили на выставку в Самаре. Потом собеседница подала заявку на участие в московском конкурсе «Бисерный дизайн», прошла отбор, а ведь конкурс считается самым престижным в России! Два года назад присоединилась к «Битве мастеров» в «Фейсбуке». Кроме нее туда представили свои работы 192 мастера со всего света. Естественно, для участия в «Битве» допускались только авторские работы. Конкурс проводил владелец крупного оптового бисерного магазина в Америке, в жюри вошли его коллеги по бизнесу, редакторы журналов, владельцы художественных студий, галерей.

Понятно, что успеха нельзя добиться без любви к своему делу, без преданности идее. Татьяной заинтересовалась пресса, в частности, была публикация во всероссийском журнале «Чудесные мгновения», «Модное рукоделие». А когда в 2009 году ее вместе с украшениями пригласили поучаствовать в «Музейном пикнике», люди не просто любовались работами из бисера, но и спрашивали у мастерицы: «А где этому можно научиться? Такого бисера мы раньше не видели». Татьяна написала программу и провела первый набор учеников. Сначала ей было тяжеловато, ведь на занятия пришли самые разные люди, некоторые были гораздо старше своей учительницы. Но постепенно учебный процесс вошел в рабочий ритм. Два раза в месяц собеседница ездит с мастер-классами в Самару. В группу Татьяна принимает учеников не моложе 14 лет, потому что занятия проводит по субботам в течение четырех-пяти часов. Маленькие дети просто-напросто не выдерживают такой нагрузки.

За год, по убеждению Татьяны, ремесло можно освоить. Если, конечно, дома не лениться и еще раз повторить полученную информацию. Иначе через неделю на новом занятии сделать ничего не сможешь. Работы некоторых учениц, как рассказала Татьяна, ничуть не отличаются от ее собственных. Поэтому рукодельницы вместе участвуют в выставках и ярмарках. Конкуренции Татьяна не боится, ведь изготовить из бисера оригинальное украшение не так-то просто. На самом деле это тяжелый кропотливый труд, на который способен не каждый. Еще один нюанс: из того потока, который приходит к ней на обучение, единицы умелиц способны продать свое украшение. Когда ты часами корпишь над своим детищем, при продаже душа разрывается.

А еще, по мнению Татьяны, конкуренция — это стимул узнавать что-то новое, совершенствовать свой стиль. У каждого мастера свой почерк, цветовая гамма, свои линии. Когда видишь, что тебе на пятки наступают, сам не застаиваешься и развиваешься.

— Вы позиционируете себя как ювелир? — спросила у Татьяны.

— Нет, скорее, дизайнер украшений, хотя в Европе и Америке мастера бисероплетения считаются ювелирами. У нас другой менталитет, люди пугаются: фу, бисер. А ведь бисер может быть абсолютно разным — кладезь форм, оттенков, фактуры, украшения из бисера могут быть плетеными, ажурными, представлять собой тяжелую вышивку. Когда заполняю документы в школу для детей, пишу, что я — ремесленник. Я владею ремеслом, и это моя основная работа.

Делая серьги, колье, браслеты, много работаю с камнями. Вообще, камни — отдельная история. Когда решила ими заняться, выяснилось, что у нас невозможно было купить кабошоны — камни определенной обработки: снизу плоские, сверху — выпуклые, овальной или круглой формы. Пришлось искать. Убедилась на собственном опыте, что у каждого камня своя энергетика, кому-то камень может подойти, кому-то — нет. Купила, например, уральский родонит, начала с ним работать — не могу, в итоге все родониты я продала.

Мои любимые камни — симбирциты, обожаю волжские агаты, наверное, потому что родилась на Волге, а они тысячи лет в нашей земле пролежали. Змеевики нравятся — это энергетически сильные камни, работается с ними легко. А вот, посмотрите, серафиниты, их рисунок похож на изморозь или застывшую хвою. К ним сложно подобрать цветовую гамму, причем нигде в мире этих камней нет, только у нас. Потрясающий камень чароит.

— В Тольятти много любителей hand made (хенд мейд), то есть украшений, сделанных своими руками?

— Нет, у многих конвейерное мышление, но постепенно отношение к hand made меняется. В нашем городе нет культуры ношения украшений. «Как красиво, — говорят женщины, видя мои украшения, — но я это никогда не надену, потому что не с чем». Вообще, бисерные украшения (особенно крупные, яркие, роскошные) лучше всего смотрятся в сочетании с самой простой одеждой: маленьким черным платьем, серой водолазкой. Великая Коко Шанель говорила: «Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото».

— Как бывший экономист и бухгалтер, вы просчитываете конъюнктуру рынка?

— Конечно, я прекрасно знаю, что продастся быстрее, а что хуже. Наибольшей популярностью пользуются вещи попроще — до 3000 рублей. Цветовая гамма должна быть понятной, никаких игр с цветом или формой быть не должно. А еще в России сказывается близость к Востоку, русские женщины роскошь любят.
Иногда от конъюнктуры и потока устаешь, ведь на продажу делаешь не совсем то, что хотелось бы. Чтобы полет творческой мысли не обрубался, участвую в разных выставках и конкурсах. Сама отслеживаю на бисерных сайтах все тренды, новинки как русскоязычных авторов, так и иностранцев. Общаюсь через «Фейсбук» с мастерами из самых разных стран: Японии, Англии Франции, Болгарии, Израиля. Работы российских девушек отличаются, например, от французского хенд мейда — там украшения более сдержанные, минималистские, изящные. Работы немок — мелкие, они не носят что-то крупное, яркое. У американцев видно влияние индейцев. Между нами происходит постоянный обмен идеями.

— И последний вопрос: не жалеете, что повернули жизнь на 180 градусов?

— Нет, потому что изменился мир вокруг меня, я общаюсь только с приятными людьми — ученицами, заказчиками, которые уважают меня, а я, естественно, с большой симпатией отношусь к ним. Люблю свою работу и нахожусь в гармонии с собой. Два сына — в первом и пятом классах лицея, детям уделяю много времени. Они, кроме учебы, занимаются авиамоделированием, вольной борьбой, спортивной стрельбой, английским языком. Это все надо контролировать, после лицея я везу их на тренировки. А если бы я работала в офисе, кто бы это делал? Я — трудоголик, сейчас осваиваю зеркальный фотоаппарат, постоянно чему-то учусь, и выбранная работа позволяет мне это делать.

Интересно:
Hand made — ручная работа, в дословном переводе с английского это выражение означает «сделанный вручную» («made» — делать, hand — «рука»).
Кстати:
Татьяна Лабутина — финалист выставок:
«Бисерный дизайн», г. Москва, 2009, 2010, 2011гг.;
«Магия бисера», г. Самара, 2009 г.;
Международный фестиваль «Волшебный бисер», г. Киев, 2010 г.;
«Золотые руки мастеров», г. Киев, 2010 г.;
«Фарбы душы», г. Минск, 2010, 2011 гг.

Факт:

Бисерное колье, изготовленное Татьяной Лабутиной, вошло в число 24 лучших работ в мире.

Ольга Пимантьева, газета “Площадь Свободы”