Когда поощрение – зло

    мужчина сидит на скамейке

    Состоялась первая в новом сезоне лекция под интригующим названием «Почему мотивирование не мотивирует?» Слово «мотивация» так или иначе знакомо каждому, наши современники осознают свои цели и мечты и активно стремятся воплотить их. Как делать это грамотно, не «пробуксовывая» и не теряя вдохновения, и как не нужно пытаться себя мотивировать? На эти и другие вопросы тольяттинцы получили ответы от психолога из Санкт-Петербурга.

    Четвёртый сезон просвещения

    Полный зал и многоликая публика – школьники, студенты, молодые и пожилые люди. За четыре года открытый лекторий собрал и вырастил свою аудиторию и поклонников, которые после долгой паузы рады были прийти на открытие нового сезона «Химии слова» в ДК ТОАЗа.

    – Лекций, посвящённых психологии, у нас было не так много. Самое время наверстать упущенное, тем более что тема нужная и популярная. Этот год многим дался нелегко, но психологическое здоровье, как и физическое, всегда должно быть в норме. Поэтому Константин стал в прямом смысле слова открытием сезона, – отметила автор проекта, заместитель генерального директора Тольяттиазота – директор по связям с общественностью Юлия Петренко.

    Традиционно лектору задают вопросы после выступления. Но Константин Кунах пошёл другим путём: предложил с вопросов начать, чтобы в лекции он мог сразу приступить к ответам. Интересовались разным: от «как правильно замотивировать себя на продвижение и успех в карьере и личной жизни» до «как заставить себя закончить высшее образование». Константин Кунах приоткрыл завесу понимания: как работает мотивация?

    Правда и только правда

    Никакие воодушевляющие слова и обещания самому себе не приведут к результату, если ваша цель не идёт от сердца, от личных переживаний и стремлений. Это главное правило мотивации, которое сформулировал лектор. Когда мы ставим перед собой цель – купить «Мерседес», нашему сознанию нужны не пространные доводы о том, что иметь машину S-класса модно и престижно, а вполне конкретный мотив. Например, такой автомобиль произведёт впечатление на девушку, внимания которой вы страстно добиваетесь. Отсюда вывод – желание, не подкреплённое эмоцией, мозг убирает в долгий ящик под названием «прокрастинация». Себе нужно говорить правду и только правду, анализируя, что именно породило ваше желание. Это даст вам подсказку, истинно оно или продиктовано внешними причинами, которые далеки от ваших настоящих стремлений.

    Когда поощрение – зло

    Константин Кунах привёл пример научного эксперимента в детском саду, когда из детей, которые любят рисовать, сформировали три группы – одних ребят просили порисовать дольше обычного и обещали за это награду. Другой группе после рисования награду дали неожиданно. Третья группа дошкольников рисовала без особых поощрений – по желанию. Затем первой группе малышей сказали, что награды за рисование больше не будет, и увидели: эти дети проводили за художеством всего 9% своего досуга, в то время как участники остальных групп – 16 и 18%.

    – Напомню, что изначально дети любили рисовать, им это нравилось, – подчеркнул Константин Кунах. Этот эксперимент доказал, что внешняя стимуляция убивает внутреннюю мотивацию. – Рисовать сейчас или потом, один рисунок или несколько – ребятам из первых двух экспериментальных групп выбирать уже не приходилось. Им нужно было соответствовать тем критериям, от которых зависело получение награды. Собственные желания уходили на второй план, и дети уже не получали удовольствия от рисования.

    Чтобы отучить человека что-то делать, даже то, что ему очень нравится, начните давать поощрение, а потом отмените его. Ребёнок любил играть в футбол? Начните платить ему за это, а потом перестаньте платить – больше играть в футбол он не будет, желание пропадёт, такой лайфхак раскрыл лектор.

    Психолог опирался на научные исследования разных лет, говорящие о том, что награда снижает общую мотивацию. Чем больше мотивации к нам поступает извне, тем меньше наши шансы довести дело до конца. Один из главных секретов мотивации в том, что она работает с точностью до наоборот: чем больше нам говорят о преимуществах и горизонтах, которые откроет перед нами достижение цели, тем меньше нам хочется её достигать:

    – «Я хочу» превращается в «мне надо» и я «должен». Когда вы начинаете с интересом изучать английский язык и идёте на языковые курсы, нас заваливают мотивацией: «ты сможешь смотреть сериалы на английском без перевода», «свободно общаться по-английски». Внутренняя мотивация стремительно гаснет, потому что наше свободное желание превращается в жёсткую надобность, подконтрольную систематическим домашним заданиями, дедлайнам, экзаменам.

    Как с этим бороться? Поддерживать внутренний «огонь», желание добиться мечты своими силами – именно так мы можем понять, истинное ли это желание. То, что нам действительно нужно, мы воплощаем без дополнительной стимуляции извне.

    Подводные камни мотивации

    Об этом мало кто задумывается, но когда мы поощряем какое-то поведение или наоборот, на этой почве может взрасти многое. Например, когда родители наказывают подростка за то, что он пришёл домой с запахом сигарет, они думают, что смотивировали его на единственно верный вариант поведения – больше никогда не пробовать курить. На самом деле чаще всего у подростка появляется стимул лучше прятать сигареты и не заходить домой сразу после курения. Вариантов мотивации много, и не факт, что, добиваясь одного результата, мы получим именно то, что ожидали.

    Такая же ситуация и с поощрением, говорит Константин Кунах. Отмечая школьников и студентов за отличную учёбу грамотами, медалями, красными дипломами, мы учим их не только честно учиться. Многие списывают, готовят шпаргалки, подкупают преподавателей. Поощрение – не значит автоматическое избрание лучшего пути для достижения цели, но, вполне возможно, путь любой ценой. То же самое и с преступностью – чем больше преград на пути к беззаконию встаёт у непорядочных граждан на пути, тем сильнее их мотивация мастерски нарушать закон и избегать наказания.

    Зачем обманывать себя?

    Всем нам кажется, что обманывать самих себя мы не станем и, если уж решили, будем добиваться цели. Но наша психика устроена так, что хитрить с самим собой нас заставляют ярлыки мотивации – многочисленные доводы, отвечающие на вопрос «зачем» и «для чего» нам нужно заниматься спортом, изучать иностранный язык, получать второе высшее образование. Вы знаете, что не можете заниматься спортом просто в удовольствие – вам обязательно нужно похудеть, нужны кубики на прессе, фото которых должны быть в Инстраграм. В результате, когда появляется свободное время, мы не спешим браться за то, что нам действительно нужно, потому что список преимуществ, к которым приведёт выполнение намеченного, уже висит над нашей психикой тяжким грузом. Другое дело просмотр сериалов – непродуктивные занятия всегда вызывают у психики больший отклик. Почему? Потому что никто не заставляет нас их смотреть, это исключительно наш выбор, и у нас нет ежедневного плана по просмотру, который обязательно нужно выполнять.

    Визуализация: эффективно или нет?

    Константин Кунах развенчал миф об успехе в достижении желаемого с помощью визуализации и составления карты желаний – эти способы сейчас крайне популярны. Психолог объяснил, почему это неэффективно. Предаваясь фантазиям и ярко представляя себе желаемое будущее, люди тратят на это большую часть энергии, на дело же не остаётся ни сил, ни желания, только слабая вера в волшебное исполнение задуманного. На практике такие «отлёты» в собственные иллюзии не приносят ничего, кроме разочарования. Спускаясь после визуализации на землю и оглядываясь по сторонам, вы рискуете не только не обнаружить продвижения в делах, но и, увидев отсутствие всего вами нафантазированного, впасть в ещё большее уныние. Особенно если ваши дела уже шли плохо. Ненадолго вдохновляют и мотивационные речи – воодушевление и подъём после лекции и или тренинга довольно быстро сменится равнодушием и даже упадком сил и настроения. Всё потому, что на поддержание приподнятого состояния духа у нашей психики уходит слишком много ресурсов.

    О счастье и несчастье

    Согласно динамической психологии, к чьей школе относит себя Константин Кунах, человек хочет быть счастливым, но не всегда и не во всех обстоятельствах, а в определённом промежутке времени:

    – Наркоман, безусловно, стремится к счастью, но только на то время, пока длится эйфория от принятого им запрещённого вещества. Счастье необходимо всем людям, но пути его достижения, в силу разности характеров, каждый выбирает для себя сам.

    Многим свойственно сознательно или бессознательно отказываться от того, что принесло бы им настоящее удовлетворение в жизни. Люди не худеют не потому, что не могут сесть на диету и регулярно ходить в спортзал, а потому, что подсознательно боятся перспективы придерживаться диеты и физических нагрузок всю жизнь. Иначе придётся расстаться со столь желанной стройностью, к которой пока не успели привыкнуть. Зато давно привыкли к лежанию на диване и пиву по выходным, а значит, не стоит и отвыкать, делает вывод наше подсознание, ведь отвыкание и формирование новой привычки – тоже стресс.

    От достижения заветных целей нас может удерживать и чувство вины перед близкими. Молодой человек неосознанно может избегать возможностей хорошо зарабатывать, потому что очень мало зарабатывал его отец. Стать успешным – значит ткнуть родителя носом в его несостоятельность. И это огромный тормоз для мотивации.

    Значит, самое главное – не искать эффективную мотивацию, а определить для себя то, что выбивает вас из колеи, мешает вам меняться, облагораживать свою жизнь, лишает вдохновения. Нужно хорошо задуматься над этим и устранить всё лишнее. Тогда ставить перед собой цели и достигать их станет легче и приятнее, заключил Константин Кунах.

    P.S.

    Евгения Гунченко – постоянная слушательница лектория. Начиная с первого сезона, она старалась не пропускать ни одной лекции:

    – «Химия слова» – это невероятно познавательно, прихожу всегда с неким предвкушением. На мой взгляд, организаторы идеально подбирают лекторов – они освещают самые разные, интересные области. Тема мотивации для меня была по-настоящему долгожданной, я узнала основы в этом вопросе и пополнила свои знания.

    Под впечатлением выходили из зала и тоазовцы, которых на лекции было немало. Слесарь КИПиА из цеха №28 Илья Сиволобов эмоций не скрывал:

    – Это было очень круто, тема нужная и в современном мире очень полезная, хотя ещё не совсем понятая и не до конца изученная. Константин Кунах во многом сегодня сложил паззл, который в головах у большинства присутствующих, я думаю, был разобран. Я получил массу ценной информации, которую буду применять в жизни.

    Татьяна Диулина, оригинал статьи опубликован в газете «Волжский химик»