Российский автопром лихорадит с прошлого лета из-за нехватки микрочипов. Была надежда на стабилизацию, однако сейчас, на фоне последних событий и роста курса доллара, велик риск, что с поставками комплектующих станет только хуже. Простои крупных заводов продолжаются, а вместе с этим растут цены на их продукцию.
На этой неделе компания «Рено» остановила сборочную площадку в Москве (с 28 февраля по 5 марта), объясняя тем, что комплектующие перестали поступать из-за усиления пограничных режимов в странах транзита и необходимостью смены логистических маршрутов. В то же время глава группы «Рено» Люка де Мео сказал в интервью, что ситуация может еще ухудшиться, если Евросоюз введет новый пакет санкций.
«Фольксваген» приостановил завод в Калуге, да и «Хендэ» с «КИА» не чувствуют себя комфортно в нынешней ситуации. Корейские СМИ уже заявили, что российское направление под вопросом. Пока причиной называется отказ от поставок электронных компонентов из Тайваня, однако в стране не скрывают, что не собираются идти наперекор всему миру. Примерно такая же ситуация с японцами: «Тойота» еще не сообщила о разрыве отношений с Россией, однако страна одной из первых поддержала санкции.
Не на шутку взволновались и те, кто уже приобрел иномарки и теперь нуждается в запчастях, поставки которых тоже находятся под вопросом. Впрочем, отечественный рынок комплектующих знает множество примеров успешного импортозамещения, а в нынешних условиях к ним можно относить и китайские копии оригиналов.
Дефицит на российском авторынке вырос. Дилеры стараются растянуть имеющиеся запасы машин, продавая их уже со стопроцентной предоплатой, а производители и импортеры (в основном европейские) не могут наладить поставки через порты Новороссийска и Санкт-Петербурга.
Если ситуация не ограничится краткосрочными перебоями из-за рисков при доставке, то китайские игроки значительно укрепят позиции на российском рынке. Санкционные риски для них меньше, а поставки можно наращивать, используя железную дорогу.
С учетом того, что некоторые бренды могут покинуть Россию по политическим причинам, китайцам, как говорится, все карты в руки. Они увеличили свою долю российского рынка в 2021 году и, очевидно, не собираются останавливаться на достигнутом. Уже объявлено, что машины популярной марки «Чери» планируется производить в нашей стране.
Теперь поговорим о Волжском автозаводе, который начал рабочую неделю с простоя сборочных линий, а на следующий день (1 марта) в очередной раз выросли цены на продукцию, причем нынешнее повышение стало едва ли не рекордным за последние годы. Самая доступная модель «Гранта» в январе – феврале стоила от 598 (хотя с учетом дефицита за эти деньги проблематично было достать машину) до 855 тысяч рублей, а теперь – от 684 до 941. То есть подорожание составило 86 тысяч, причем без учета дополнительного оборудования, которое так любят навешивать дилеры. В общем, еще немного, и дешевле, чем за миллион, купить новый автомобиль будет сложно…
Что касается «Весты», то здесь ситуация еще печальнее, поскольку цена выросла сразу на 170 тысяч рублей, а в спортивной комплектации она официально стоит уже более полутора миллионов. Простой «Икс Рей» стал дороже на 183 тысячи, а кроссовый – на 230, «Нива» – от 66 (трехдверная) до 124 тысяч («Тревел») рублей. Ну, а больше всего шокировала цена на «Ларгус», подорожавший сразу на 247-250 тысяч.
Самое печальное, что рост цен, скорее всего, будет продолжаться, ведь ВАЗ одновременно столкнулся сразу с четырьмя очень серьезными проблемами. Это поставки микрочипов из Азии из-за последствий коронавируса, санкции, ограничивающие ввоз комплектующих из Европы, политическая напряженность, выражающаяся в призывах иностранным бизнесменам (среди них и представители «Рено») покинуть Россию, и самое главное – курс доллара, который повысился до неприличных отметок.
В то же время денег у населения на покупку дорожающих автомобилей больше не становится. К примеру, совладелец питерской группы компаний «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий на днях заявил, что покупательская способность сократится на четверть, а может, и больше, поскольку стоимость автокредитов, от которых зависит половина рынка, может перевалить за 20 процентов годовых.
Тем временем, президент ВАЗа Николя Мор в интервью столичным журналистам заявил, что ухудшение геополитической ситуации может привести к росту спроса на национальные товары, включая автомобили «Лада»:
– Как раз недавно обсуждали с губернатором Удмуртии Александром Бречаловым, что можем увидеть рост национальной гордости. В этом случае «Лада» окажется самым русским продуктом – у нее самый высокий уровень локализации среди всех автопроизводителей. Мы действительно отечественная компания. Например, «Веста» нового поколения полностью разработана и создана в России.
В заключение скажем о том, что Волжский автозавод выставил на продажу бывшее опытно-промышленное производство (ОПП), которое в период с 1993-го по 2015 годы занималось изготовлением прототипов и мелкосерийных моделей, среди которых удлиненная «Нива» и минивэн «Надежда». Сочтя ОПП нерентабельным, бывший президент ВАЗа Бу Андерссон приказал остановить его и законсервировать.
Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 8 (1392) 04.03.22