«Китаем здесь и не пахнет!»: какой нам прок от платной дороги?

трасса обход тольятти
фото: «Тольяттинский навигатор»

В начале июня Самарскую область облетела новость: движение по Волжскому (Климовскому) мосту, который входит в состав новой (платной) трассы «Обход Тольятти», дескать, откроют 28 июня, а сдача в эксплуатацию объекта при этом состоится в декабре 2024 года. Однако помпезное открытие моста уже отодвинулось на неопределенную дату…

Ремонт и обход

Как известно, проезд по мосту, как и по всей трассе, будет платным. «Обход Тольятти» – это первая коммерческая дорога в Самарской области.

Но несколько дней можно будет покататься бесплатно. Протестировать, так сказать. Кто же планировался первым пользователем «Обхода Тольятти»? Вероятнее всего, все те дальнобойщики, которые прежде прокладывали свой путь через федеральную трассу М-5 в районе Жигулевской ГЭС.

Им просто пришлось бы стать первопроходцами «Обхода Тольятти» и оценить на себе все ее прелести или недостатки. Поскольку подведомственное Росавтодору ФКУ «Поволжуправтодор» перенесло ремонт покрытия на участке 970 – 971 км автодороги М-5 «Урал» с мая на третью декаду июня.

Объявляя о переносе сроков ремонта, в ФКУ «Поволжуправтодор» просили учитывать эту информацию при планировании поездок и не создавать препятствий для работы специализированной техники.

Ну, теперь дальнобойщикам по старинке придется стоять в пробках. Ибо альтернативы – платной или бесплатной – не будет никакой.

По замыслу чиновников, в течение 29 дней поездки по «Обходу» будут бесплатными. А потом придется платить. Как минимум, до 16 октября 2039 года, поскольку концессионное соглашение о строительстве «Обхода Тольятти» с мостовым переходом через Волгу было подписано 16 октября 2019 года.

Так, если бы дорогу открыли 28 июня, то ездить по ней бесплатно можно было бы до 26 июля.

Концессионер трассы и Росавтодор, видимо, сознательно хотели совместить ремонт М-5 и открытие объезда, дав таким образом водителям возможность в добровольно-принудительном порядке оценить проезд по новой 4-полосной дороге, разгоняться на которой можно до 120 км в час.

Хитро? Хитро! Но в планы тех и других внезапно вмешался временно исполняющий обязанности губернатора Самарской области господин Федорищев.

пункт оплаты обход тольятти цена стоимость проезда

Дорогая дорога

Перед концессионером стоит сложная задача – обеспечить необходимый трафик на обходе и приблизить его к цифрам фейковых расчетов – 39 000 автомобилей в сутки.

Правда, перед правительством Самарской области стоит еще более сложная задача – заплатить концессионеру из регионального бюджета 81 млрд рублей в течение 12 лет.

Так прописано в концессионном соглашении между Самарской областью и хозяйственным партнерством «Концессионная компания «Обход Тольятти».

Бюджет Самарской области на 2024 год первоначально был принят с доходами в размере чуть больше 258 млрд рублей. Таким образом, строительство моста и дороги влетело бюджету в сумму, равную трети годового бюджета нашего региона. Весело, да?

Также официально власти Самарской области заявляли о концессии следующим образом: «Проект представляет собой часть международного транспортного коридора «Европа–Западный Китай». Цель проекта – сократить время в пути между Москвой и Самарой с 16 до 8 часов (при условии реализации смежных проектов). Строительство обхода предоставит альтернативный маршрут передвижения и позволит разгрузить существующую плотину Жигулевской ГЭС. Концессия является одной из крупнейших – общий объем инвестиций составляет более 120 млрд рублей».

Такие цифры приводились в 2019-м, а потом стоимость выросла. По разным данным, «Обход Тольятти» обошелся от 180 до 200 млрд рублей.

Для сравнения: стоимость гигантского Крымского моста составила 227,92 млрд рублей. В ценах 2018 года.

дорога Обход Тольятти с путепроводом

Трудная стройка

Мост возводился почти 6 лет. Возводился трудно. В большей степени из-за того, что в основном были использованы заемные средства. В 2022 году ситуация осложнилась из-за резкого роста ключевой ставки Банка России.

И помимо источников компенсации удорожания строительства, концессионер вынужден был искать варианты льготного кредитования. Стройматериалы тоже катастрофически дорожали.

За время поиска оптимального варианта финансирования стройка «Обхода Тольятти» несколько раз была на грани остановки, однако, несмотря на неопределенности с финансированием, подрядчики – АО «ДСК «Автобан» и АО «Дороги и Мосты» – не ушли с объекта.

Была и еще одна «неопределенность» или «неточность». После начала строительства объекта выяснилось, что было использовало фальсифицированное обоснование строительства новой трассы.

Оно взяло для обоснования проекта цифры трафика «от балды» – 39 тыс. автомобилей в сутки якобы должны будут проезжать по Климовскому мосту. Но на самом деле расчеты никто не проводил. При этом компания, выигравшая тендер, была. Ее руководитель уже отбывает наказание.

И вот на основании цифр с потолка федеральный центр принял решение о необходимости строительства моста (второго по стоимости после Крымского), якобы для того, чтобы дорога Москва–Самара сократилась с 16 часов в пути до 8.

новая дорога обход тольятти

Комментарии

Александр Осипов, журналист, политик:

– Во время строительства Счетная палата России пришла к выводу, что «Обход Тольятти» не может стать полноценной частью маршрута, соединяющего Европу с Китаем, из-за того, что только 1% дорог в Самарской области соответствует необходимым требованиям по тоннажу и проходимости.

21 мая Дмитрий Азаров в последний раз в статусе губернатора Самарской области проинспектировал ход строительства мостового перехода через Волгу и нового участка трассы «Обход Тольятти». Проправительственные СМИ отреагировали на это бодрыми заголовками – «Работы на Климовском мосту идут с опережением графика», «Движение на мосту будет запущено в ближайшие месяцы», «Благодаря новой трассе повысится инвестиционный потенциал губернии».

Ровно через 10 дней, 31 мая, Азаров заявил об отставке. Конечно, такие события, как открытие трассы и отставка губернатора, не оказывают заметного влияния друг на друга. Но они взаимосвязаны!

Эксперты считают, что многочисленные аресты ВИП-чиновников, да и сама отставка Азарова напрямую связаны со строительством «Обхода Тольятти»…

испытание моста камазами
фото: “Обход Тольятти”

«Китаем здесь и не пахнет!»

Ольга Сотникова, правозащитник, журналист:

– Рассуждая обо всех этих «китайских» дорогах через Россию, нужно понимать, что после 2022 года Россия вообще не заинтересована в том, чтобы по ее территории из Китая в Европу двигались какие-то грузы. Не трудно заметить, что нацеленные в Европу логистические проекты Китая, мягко говоря, не вызывают одобрения в Кремле. Что на самом деле очень логично. Зачем нам помогать Европе? Даже если речь идёт о поставке каких-то низкотехнологичных товаров?

Поэтому скажу я вам, что Китаем здесь и не пахнет. Поэтому платить за мост будут совсем не европейцы, оплачивающие китайские товары, а всё тот же наш местный бизнес, который не мытьем, так катаньем заставят использовать новый маршрут. Вот давайте я повангую: через некоторое время после того, как мост будет открыт, двигаться через ГЭС разрешат только легковым автомобилям.

Наши чиновники зарекомендовали себя как авторы топорных и наиболее очевидных решений. Заморачиваться, к сожалению, никто не будет. Ну а бизнес наверняка «зашьет» все эти свои перерасходы в конечную цену товаров. Мы получим очередной виток инфляции и всё, что с ней связано.

Для кого построили мост?

Какая польза нам, тольяттинцам, будет после того, как трассу откроют? Нет, не так. Будет ли нам, тольяттинцам, жигулевцам, самарцам, сызранцам, хоть какая-то польза от введения в эксплуатацию новой трассы? Сможем ли мы быстрее добираться до своих дач или до сел, расположенных на левом берегу Волги. Многие из нас в Москву ездить по ней не будут, это точно.

Официальная позиция звучит так: «Обход Тольятти» будет проходить мимо нескольких сел, предусмотрена целая система транспортных развязок. При этом не у всех населенных пунктов будет свой заезд на трассу, некоторым придется делать крюк».

Но на деле получается, что в Шигонском районе будет всего два съезда – в районе сел Шигоны и Троицкое. Остальным – «делать крюк» или не пользоваться платной дорогой.

Кстати, о деньгах. Точнее, о плате за проезд. Как же это необычно звучит – «плата за проезд для автомобилистов»!

Максимальные расценки за проезд малолитражек и мотоциклов составят 270 рублей, «газелек» и крупных внедорожников (более 8 мест) – 550 рублей, двухосных автобусов и грузовиков – 1110, трехосных – 1660 рублей.

Поедут ли водители фур по платной трассе из Москвы в Самару, скоро узнаем. Как и то, разгрузит ли новая платная дорога старую федеральную трассу М-5, смогут ли дачники добираться до своих «фазенд» без пробок?

испытания моста
фото: АО «Дороги и Мосты»

P.S. Пока верстался номер, врио губернатора Вячеслав Федорищев посетил «стройку века Самарской области» и затем прокомментировал то, что увидел.

Для комментария Федорищев тщательно подбирал выражения, видимо, чтобы звучало корректно.

По его словам, на мосту он заметил много неожиданных для него управленческих подходов. Самое главное, члены правительства Самарской области, прибывшие вместе с врио губернатора, видимо, не ожидали, что Федорищев проведет совещание прямо на мосту.

Кажется, они готовились к тому, что руководитель региона выберет место, где поставить сцену для торжественного открытия моста, что будет позировать на камеры в оранжевой каске, смотря вдаль на красивую Волгу… Открытие планировалось 28 июня.

Кураторы строительства моста не пригласили на совещание ни Стройконтроль, ни Технадзор. Зато их пригласил сам Федорищев. В общем зачете Стройконтроль и Технадзор обнаружили свыше 100 замечаний.

Своевременно устранить замечания мешали подрядчику и его кураторам, по их словам, многие причины, в том числе «аномальный ураганный дождь», который проливался над мостом, судя по всему, не один раз. Очистные сооружения не достроены и не проверены… тоже из-за аномальных климатических условий.

Что касается концессионных выплат региона, а это более 10 млрд в год, министры сказали врио губернатора, что достигнута договоренность о том, что федералы берут платежи на себя. Только без протоколов и без писем. Просто кто-то с кем-то договорился в коридоре, и этому «кому-то» «кто-то» пообещал, что область денег платить не будет.

Так описал свою первую поездку на мост Вячеслав Федорищев. В завершение он отметил, что применяются подобные подходы работы и в других направлениях. Точнее, во многих. «Коллеги, просто меняйте себя, других. Подобного у нас не будет!»

установка барьеров на трассе

Комментарий

Алексей Краснов, политик, правозащитник:

– Итак, новый губернатор Самарской области Федорищев мост и дорогу не принял. Сие обстоятельство очень-очень расстроило подрядчиков и чиновников, которые при Азарове отвечали за строительство моста и дороги.

Судя по всему, эти ответственные лица надеялись, что у нового губернатора на носу выборы (они состоятся через пару месяцев), и потому для поднятия собственного престижа Федорищев закроет глаза на многочисленные недоработки строителей. Именно так в свое время сделал Азаров, приняв развязку в Шлюзовом – ту самую, которая почти сразу «поплыла» на жаре. И это, конечно, было ошибкой. Ибо на губернатора, допустившего подобный промах, сразу же обрушился гнев десятков тысяч автомобилистов.

Однако федеральный назначенец Федорищев выбрал диаметрально противоположную стратегию: мост и дорогу принимать не стал, и теперь у него есть прекрасная возможность в течение двух месяцев показывать, какой он отличный управленец, то есть ежедневно вызывать на ковер проштрафившихся мостостроителей, где публично и жестко, со сознанием дела их «пороть», транслируя любимый народом процесс на всю Самарскую область.

Подготовил Олег Веселов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 21.06.2024
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07