Председатель гаражно-строительного кооператива «Даниил» совершил коммерческий подкуп. Но не он с нужными людьми пытался «решить вопрос», а сам вымогал крупную по нынешним временам сумму. По сути, коммерческий подкуп – это разновидность взятки, имеющая свои особенности.
Председателем ГСК-92 Рамазан Гаджиев стал в октябре 2014-го. По решению общего собрания – так, во всяком случае, утверждает сам Гаджиев. Мол, прежний председатель ничего не делал, поэтому у кооператива накопились большие долги за электроэнергию, воду, тепло и вывоз мусора. Когда его сместили, экс-председатель обратился в суд и смог выиграть его.
– Мы подали апелляцию и до вступления решения суда в законную силу провели повторное собрание. Большинство членов ГСК были за меня, – не без гордости заметил Гаджиев.
У экс-председателя ГСК своя трактовка событий, но к коммерческому подкупу это не имеет никакого отношения. Тут важно прояснить другой момент.
Условно здание ГСК можно разделить на две части: собственно гаражные боксы и нежилые помещения первого этажа, которые занимали три продуктовых магазина. На всё здание были выделены электрические мощности в размере 40 кВт. Сначала эти мощности поделили так: ГСК – 10, магазинам – 30. С приходом к власти Гаджиева пропорции изменились: 15 на 25. Арендаторы из торговых точек заявили, что им мало 25 кВт.
И вот тут началось самое интересное: Гаджиев заявил, что им необходимо купить у ресурсоснабжающей организации дополнительные мощности, например, 30 кВт – с учетом больших кондиционеров и холодильников. Но приобрести не напрямую, а через него. И будет это стоить для собственников первого этажа не менее 50 тысяч рублей.
Чтобы владельцы нежилых помещений побыстрее принимали нужное ему решение, Гаджиев заходил в торговые точки и грозил отключить там электроэнергию. И даже отключал в одном магазине, говорил, что надо разобраться с документами. Дело в том, что самарская сетевая компания поставляла на всё здание электроэнергию ГСК, а гаражный кооператив уже – ООО «Планета». Эта фирма являлась агентом собственников первого этажа. Иными словами, Гаджиев решил: у кого рубильник – тот и прав.
Первый раунд «переговоров» председатель ГСК начал с представителем «Планеты». Гаджиев не раз угрожал отключить электроэнергию, но при этом недвусмысленно подчеркивал, что с ним «надо договариваться». В конце концов прозвучала сумма в 50 тысяч рублей.
– Нам было крайне необходимо решить вопрос по мощностям, иначе оказался бы парализован весь бизнес первого этажа. Я назвала сумму и спросила, достаточно ли этого, чтобы при разделе имеющихся мощностей нам досталось 30 кВт и дополнительно было получено еще 15 кВт. Гаджиев ответил, что достаточно, – рассказала в суде потерпевшая. Через некоторое время председатель ГСК заявил, что полученной суммы недостаточно, надо, чтобы каждый собственник заплатил по столько же. И еще 10 тысяч – на такси и ксерокопии. Когда посчитали, оказалось, что Гаджиеву нужно дополнительно к 50 тысячам заплатить 213 000 рублей. И всё – для оформления мощностей, поскольку процедура эта долгая и хлопотная.
Понимая, что аппетиты Рамазана Гаджиибрагимовича растут, что называется, не по дням, а по часам, собственники собрались, всё обсудили и решили действовать. Они записали разговор с председателем гаражного кооператива, после чего пришли в УВД города. И дальше начались оперативно-разыскные мероприятия.
Взяли Гаджиева сразу после того, как он получил деньги. Председатель ГСК тщательно пересчитал купюры и, оставив их на столе, а там было 213 тысяч, пошел провожать «кассира». Как только он открыл дверь, появились оперативники. Гаджиев, судя по его шоковой реакции, не ожидал такого развития событий, но протокол всё равно отказался подписывать.
В суде вину не признал, заявив, что потерпевшие его оговорили. Тогда у него спросили, почему не были сданы в кассу 50 тысяч, полученных от ООО «Планета».
– Я ждал, пока они переговорят с другими собственниками помещений относительно разделения мощностей.
– Полтора месяца?! А где сейчас находятся эти деньги?
– Я отказываюсь отвечать на этот вопрос согласно статье 51 Конституции, – ответил Гаджиев.
Напомню, что указанная статья разрешает не свидетельствовать против себя и своих близких родственников.
Дальше – не менее интересно. В суде дали свидетельские показания специалисты сетевой компании. Если их суммировать, то получится следующее: возможность для увеличения мощности у компании есть, заявка подается бесплатно. Если заявку заполняет их специалист, то за это тоже не взимаются деньги. Стоимость одного киловатта по так называемому бумажному тарифу, когда не требуются строительство и переоборудование, составляет… 810 рублей 2 копейки. Если, допустим, нужно 30 кВт, то с учетом 18% НДС сумма для оплаты составит 28 674 рубля 71 копейку. То есть Гаджиев затребовал с собственников практически в 10 раз больше!
С учетом позиции гособвинителя из прокуратуры Автозаводского района Рамазана Гаджиева признали виновным, приговорив к двум с половиной годам колонии общего режима. Он был в зале суда взят под стражу – на глазах двух адвокатов, нанятых для его защиты.
Что касается денег, то 50 тысяч обвиняемый до оглашения приговора сам отдал Ютовец. 213 тысяч, которые находятся в камере хранения следственного отдела как вещественные доказательства, будут возвращены потерпевшим. А те 200 тысяч рублей, что изъяли в ходе обыска в квартире Гаджиевых, отдадут семье подсудимого. Кроме того, с Гаджиева взыщут 30 тысяч – затраты на услуги адвоката одного из потерпевших.
Не исключено, что любитель чужих киловатт обжалует вынесенный приговор, но вряд ли это повлияет на решение членов ГСК «Даниил» избрать нового председателя.
Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 14 (1142) 14.04.17
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362