Киберпсихология из Тольятти

киберпсихология

В ТГУ развивают новое направление – киберпсихология. Применение на практике уже нашли бот-психолог, разработанный студентами опорного вуза, и VR-очки, которые психологи ТГУ используют во время учебных занятий по психологии здоровья

В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) развивают новое направление – киберпсихология. Применение на практике уже нашли бот-психолог, разработанный студентами опорного вуза, и VR-очки, которые психологи ТГУ используют во время учебных занятий по психологии здоровья.

Идея применять современные технологии в психологии и психотерапии возникла у студентов и преподавателей кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» ТГУ в рамках работы над студенческим проектом. Бот-психолог Doctor Calm создан для пользователей социальной сети. С помощью специального сервиса в группе Doctor Calm любой человек может самостоятельно пройти психологическую диагностику и получить краткие рекомендации о том, как справиться с тревожными состояниями или снизить уровень стресса.

Востребованность бота выросла в период пандемии. Сервис Doctor Calm применяли при реализации федерального проекта по психологической поддержке и реабилитации медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 «Психологи – медикам». Только в феврале – мае этого года разработкой студентов ТГУ воспользовались свыше 1000 российских медиков и волонтёров общественного движения #МЫВМЕСТЕ.

– Наш проект оказался как нельзя кстати. Медики, которые чувствовали себя загнанными, обессиленными, эмоционально опустошёнными, хотели уходить с работы, уходить из профессии, дали нам положительную обратную связь: рассказали, что у них появились силы и желание продолжать делать своё дело. Большинство проходили тесты чат-бота регулярно, отслеживали динамику психоэмоционального состояния, и это помогало им держаться, не скатываться в депрессивные тенденции, – отмечает учредитель автономной некоммерческой организации (АНО) развития инновационных социальных технологий «Лидеры перемен», инициатор проекта «Психологи – медикам» Наталья Орешкина (Волгоград).

На основе Doctor Calm студенты Тольяттинского госуниверситета сейчас пишут три выпускные работы – одну бакалаврскую и две магистерских. В них киберпсихология уже представлена как отдельное направление работы психологов, а для борьбы со стрессом и депрессией одними из лучших средств называют VR-технологии (virtual reality, VR – в переводе с англ. «искусственная реальность»). Также сотрудниками кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» ТГУ разработан курс обучения саморегуляции и мышечной релаксации с помощью IT-технологий и виртуальной реальности. По мнению авторов, навык расслабления крайне необходим в современном мире, так как способствует повышению стрессоустойчивости и способности к адаптации в стрессовых ситуациях.

– Ресурсы человека не бесконечны. Для восстановления сил и психоэмоционального здоровья, для снятия напряжения сегодня можно применять IT-технологии: бота-психолога для психологической диагностики и VR-очки для релаксации, расслабления. Успешно используется виртуальная реальность в медицинской психологии для лечения различных фобий, панических атак, депрессии, – уточняет доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» ТГУ, кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы «Психология здоровья», медицинский психолог Татьяна Чапала. – Тольяттинцы уже оценили эффективность киберпсихологии. VR-очки, к примеру, очень востребованы на сеансах с клиентами Центра психологического консультирования ТГУ.

За рубежом VR-технологии в психологии уже давно эффективно работают, в России это направление только набирает популярность. И в Тольяттинском госуниверситете есть все ресурсы для того, чтобы развивать его. Причём на междисциплинарном уровне: в работу должны быть включены не только психологи, но специалисты IT-направлений, которые помогут разобраться в создании новых технических решений. Важно и участие лингвистов-переводчиков (большинство научных исследований по теме киберпсихологии публикуется в иностранных изданиях), педагогов и социологов.