Кем была Майя Плисецкая, звезда русского балета, — агентом КГБ или английской шпионкой?

    майя плисецкая звезда балета

    Дело, заведенное Лубянкой на звезду мирового балета в 50-е годы, до сих пор не рассекречено. А это — поле для домыслов, да и откровенного вранья.

    Что мы знаем о ней? То, что она была обладательницей выразительной пластики, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Что первая ввела в балетную лексику прыжок под названием «кольцо» и создала свой собственный стиль, который отличался изяществом и законченностью каждого жеста и позы. Что в ее исполнении танцевальное искусство достигло самой высокой гармонии. Что с самого начала своей сценической жизни балерина проявляла редкий талант трагедийной актрисы. Что, обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, не боялась сценических экспериментов. И что танцевала в таких знаменитых балетах, как «Лебединое озеро», «Каменный цветок», «Кармен-сюита» и многих других.

    Кроме того, Майя Михайловна — народная артистка СССР (1959), лауреат множества премий, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Она снималась в кино, работала балетмейстером, педагогом-репетитором. А еще эта незаурядная женщина известна своим феноменальным творческим долголетием: ее расцвет пришелся на период от 40 до 50 лет, а в 70 (!) она танцевала на своем юбилее!

    В литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоится литературное расследование «Портрет эпохи: Майя Плисецкая». Мероприятие будет посвящено 95-летию со дня рождения легендарной советской балерины, примы Большого театра СССР.

    На встрече в клубе читателями библиотеки познакомятся с биографией великой балерины и литературой о ней. Посмотрят документальные фильмы («Майя Плисецкая: «Лично для меня коммунизм хуже фашизма» и «Балерина Майя Плисецкая — о непобедимой «советскости»), а также отрывок из балета: «Лебединое озеро».

    Поучаствуют в интерактивном обсуждении на тему «Личность в истории» и вместе попробуют понять, каким был путь Майи к успеху. Легка ли жизнь балерины? И правда ли, что Плисецкая была агентом КГБ и одновременно… английской шпионкой?

    В заключение каждый присутствующий получит небольшой сувенир — вырезанный из картона контур балерины в газовой юбочке-пачке. Дома на почти невидимой леске фигурку балерины, парящей в арабеске, можно будет подвесить к карнизу или люстре. И тогда по вечерам она будет очень красиво смотреться на фоне горящего окна, напоминая о приятной и познавательной встрече в библиотеке.

    С легкой руки тети Суламифь

    Родилась Майя в 1925 году в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Была старшей из троих детей (Александр родился в 1931-м, Азарий — в 1937 году).

    С 1932 по 1936 год девочка жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии — и генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года, Михаил Плисецкий был арестован, а 8 января 1938 года расстрелян. Во время хрущёвской оттепели он был реабилитирован.

    Мать Плисецкой арестовали в начале марта 1938 года. Вместе с грудным Азарием она была выслана в Казахстан, в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. В Москву вернулась лишь весной 1941 года. Чтобы девочка не была отдана в детский дом для детей изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер. Её брата, Александр, забрал к себе дядя, Асаф Мессерер.

    Суламифь Мессерер показала своей племяннице Майе балет, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Когда племянница вернулась домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей — балет её заинтересовал. В хореографическое училище её также отвела тетя Суламифь. Майе Плисецкой было 7 лет и 8 месяцев, когда стал проходить очередной набор. По существующим правилам, ребенку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс. Суламифь Мессерер смогла убедить членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных.

    С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» состоялось именно здесь. Суламифь Мессерер старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук. Также Суламифь придумала выход балерины спиной к публике.

    В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища, Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, а вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

    Под колпаком у Лубянки

    Откуда взялся слух о том, что Плисецкая — агент КГБ и одновременно… английская шпионка? Честно говоря, советские спецслужбы сами дали повод так думать — еще в 1955 году Политбюро вполне серьезно обсуждало доклад председателя КГБ генерала Серова о балерине Плисецкой, «работающей на английскую контрразведку».

    «КГБ додумался зачислить меня в английские шпионки, и оперативная машина с тремя добрыми молодцами колесила за мной по Москве и стояла ночами под окнами в Щепкинском — все 24 часа в сутки», — писала балерина в своей книге: «Я, Майя Плисецкая»

    Почему же ее, не знавшую ни одного иностранного языка, записали именно в английские шпионки? Оказывается, из-за дружбы со вторым секретарем английского посольства Джоном Морганом, который «шифровался», приезжая к Плисецкой в гости, — оставлял свою машину подальше от ее дома.

    «Эта конспирация произвела большое смятение в чекистских рядах. И окончательно меня сгубила. Вывод ясен — страстная любовь, Плисецкая остается в Англии. Просит политического убежища. Либо — шпионаж: Плисецкая — новая Мата Хари». Из книги «Я, Майя Плисецкая»

    Не очень романтическим товарищам из КГБ был более понятен второй вариант: шпионка! Но почему же англичане поверили в столь явную гэбэшную глупость? Среди бывших сотрудников британских спецслужб три года назад нашелся неназванный источник, который и сообщил прессе «сенсационную» информацию. Словом, сначала наши гэбисты считали Плисецкую шпионкой, а теперь уже английские спецслужбы утверждают — так, мол, оно и было.

    Чтобы разобраться, что здесь правда, что выдумка, можно полистать книги писателя Геннадия Соколова, автора книг о советской и британской разведках. Он пишет:

    «Какая из балерины шпионка! Тем более что долгие годы она вообще была невыездной. Как вспоминала сама Майя Михайловна, «ни на одном иностранном языке не говорю. Глухонемая. Знать ничего об обороне Страны Советов не знаю, в курсе лишь интриг театральных…»

    Интересно, откуда же растут ноги у этой странной истории? Оказывается, был такой товарищ — Василий Митрохин. Работал архивариусом в Первом Главном управлении КГБ (Внешняя разведка), перебежал на Запад. Но пока работал, тайно конспектировал секретные дела на малюсенькие листки бумаги и выносил их, спрятав в носок. Собрал огромнейший архив. После краха СССР обратился к англичанам, те вывезли Митрохина с семьей и архивом в Лондон, где он и умер в 2004-м.

    В 2014 году англичане рассекретили его так называемый архив. Там есть короткий конспект секретного досье Плисецкой под №72:

    «Морган — секретарь британского посла в Москве , приятный молодой человек, хорошо образованный, прекрасно владеющий русским языком, фанат балета. Он был дружен с балериной Большого театра Плисецкой. КГБ планировал получить компромат на балерину, например, сфотографировать ее в интимной обстановке, чтобы потом сделать марионеткой в своих руках. Не вышло. К шпионажу и спецслужбам сэр Джон Морган, получивший рыцарство за отменную службу королеве, не причастен. Никогда и нигде о своих отношениях с балериной не распространялся. Не джентльменское это дело».

    Об их встречах рассказала сама Плисецкая в своей автобиографической книге:

    «Восемью годами позже, когда я уже стала выездной, на гастролях в Лондоне мы с Морганом тайно свиделись. Тайно от КГБ, а не от розовощекой отутюженной миссис Морган с тремя морганятами…».

    Дело, заведенное Лубянкой на звезду мирового балета в 50-е годы, до сих пор не рассекречено. А это — поле для домыслов, да и откровенного вранья.

    Одной масти

    Был или нет роман с Джоном Морганом, неизвестно. Но свои другие влюбленности Майя Плисецкая не особенно скрывала. Вячеслав Голубин — артист балета, был ее первой любовью. После их разрыва стал пить, несколько лет спустя повесился в своей квартире. Эсфендьяр Кашани — танцовщик кордебалета. Прима приезжала к нему домой на черном лимузине с шофером. Оставила Кашани, даже не объяснившись. Николай Фадеечев — танцор Большого, как говорила актриса Наталья Седых, практически был ее гражданским мужем.

    Марис Лиепа — первый муж балерины. Их брак, по утверждению Лиепы, продлился всего неделю. Борис Праздников — массажист Большого театра, якобы получил от Плисецкой в подарок кольцо с бриллиантом. Еще один громкий роман, который приписывают Плисецкой, — с Робертом Кеннеди. Они родились в один год, в один день.

    «Между нами словно искра пробежала. Что же это было? Флирт — не флирт. Зов — не зов… Но тяга — была. Со мною Роберт Кеннеди был романтичен и возвышен».

    (Из книги «Я, Майя Плисецкая»)

    Брак с Родионом Щедриным в 1958 году поставил точку в сплетнях о романах примы. Но не секрет, что Щедрин много раз уходил от супруги. Самый известный его роман со знаменитой актрисой Марией Шелл. Из-за него она чуть было не покончила с собой. Кстати, дом в Мюнхене, в котором жили Щедрин и Плисецкая, подарила Щедрину Мария Шелл.

    Плисецкая же писала о Щедрине так: «Мы были с ним совсем одной масти — рыжей. Может, сама природа решила обручить нас крепче обычного?..»

    В 1966 году Плисецкая подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

    После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург. Имея литовское гражданство часто, часто ездила в Литву. Там у нее неподалёку от Тракайского замка имелась дача.

    Умерла Майя Плисецкая от обширного инфаркта миокарда 2 мая 2015 года в Мюнхене, на 90-м году жизни. Согласно завещанию, ее прах после смерти мужа будет соединён воедино с его прахом и развеян над Россией.

    Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail:rossinskiye@gmail.com

    Литература:

    Ее труды:
    1. Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. — М.: «Новости», 1994. — 496 с. – Тираж: 50 000 экз.
    2. Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. — М.: «АСТ», «АСТ Москва, Новости», 2007. — 250 с. — Тираж: 10 000 экз.
    3. Плисецкая М. Читая жизнь свою…. — М.: «АСТ», «Астрель», 2010. — 752 с. – Тираж: 5000 экз.

    О ней:
    1. Жданов Л. Майя Плисецкая: Фотоальбом.- М.: «Планета», 1980. — 174 с. – Тираж: 20 000 экз.
    2. Львов-Анохин Б. А. Майя Плисецкая // Труд актера. — М.: «Советская Россия», 1966. — 78 с. — Тираж: 70 000 экз.
    3. Рославлева Н. Майя Плисецкая. — М.: «Искусство», 1968. — 164 с. — Тираж: 75 000 экз.
    4. Шадрина Н. И. Кто есть кто в современной культуре: Эксклюзивные биографии. Плисецкая Майя Михайловна. — Вып. 1.- — М: «Международный Объединённый Биографический Центр»; ЗАО «МК-Периодика», 2006. — Стр. 5-43.
    5. Щедрин Р.К. Монологи разных лет/Родион Константинович Щедрин/ Сост. Я. Платек.- М.: «Композитор», 2002. — 192 с., ил.
    6. Щедрин Р.К. Автобиографические записи /Родион Константинович Щедрин. — М.: «АСТ», 2008. — 288 с., ил.