Фонд капитального ремонта в Самарской области критикуют и сверху, и снизу. Непосредственно с самим ремонтом дела обстоят ещё хуже.
2017 год начался с громкого разоблачения руководства Фонда капитального ремонта Самарской области. Минстрой России обвинил региональный фонд в подлоге. По словам заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, в 14 регионах России, включая Самарскую область, отчитались о полном выполнении объема работ по капремонту, а на деле план не выполнили.
В квитанцию по квартплате будет включена строка на оплату капремонта
«Коллеги из 14 регионов, по нашему мнению, просто занимаются подгонкой цифр, отчитавшись о выполнении в полном объеме, а кто-то даже с превышением, краткосрочных планов капремонта. Мы проверили и выяснили, что ровно на тот объем недовыполнения, который они допустили, в последний месяц года, в декабре, они просто внесли изменения в план и сократили объем…
Отчитавшись о выполнении работ в полном объеме, Самарская область на деле не выполнила план на 35%. Это не просто ситуация с невыполнением. Мы это расцениваем как подлог данных», – резюмировал Чибис.
Понятно, что в Кремле осознают всю болезненность темы капремонта и теперь весь год до выборов Президента РФ будут демонстративно снимать руководителей региональных фондов, а то и наименее популярных губернаторов. Извлекаемые из ситуации политические дивиденды сути дела не меняют – региональные фонды капитального ремонта с момента рождения превратились в источник обогащения чиновников и рассадники коррупции. К сожалению, Самарский областной фонд капремонта – ярчайший тому пример.
Вотум недоверия
Начав с нецелевого использования собранных с населения средств (покупка для «катания» по Самаре экс-директора фонда суперджипа за 2 500 000 рублей), фонд сразу потерял доверие как самарцев, так и тольяттинцев. Губернатору пришлось лично вмешиваться в ситуацию и «объяснять» мажорам из фонда, что джип нужно срочно продать, а деньги вернуть в контору. Видимо, менее статусного человека руководство мажорного фонда просто отправило бы туда, куда Макар телят не гонял…
В течение нескольких лет, по разным оценкам, до 30 процентов жителей двух самых крупных городов Самарской области устойчиво отказывались оплачивать счета фонда. Основные причины – отнюдь не неплатёжеспособность населения. Хотя, согласно опросам, примерно 15% жителей Самарской области считают поборы на капитальный ремонт сильно ударяющими по бюджету. Среди причин, по которым собственники не хотят платить за капитальный ремонт, указывается плохое качество самого ремонта, о котором ходят уже практически легенды. Не меньше возмущает граждан и непрозрачность самого фонда, не желающего детально и последовательно объяснить общественности структуру своих доходов и расходов. На третьем месте стоят пресловутые гигантские зарплаты представителей ФКР, которые, не стесняясь, одаривают себя рублями, собранными с полунищих пенсионеров и совсем нищих безработных. Так, ещё в 2014 году средняя зарплата сотрудников составляла 69 тыс. руб. в месяц, что в 2,4 раза больше средней в регионе. Самарским мажорам, конечно, не удалось переплюнуть сотрудников фонда капремонта Ненецкого автономного округа, зарплата которых составила 145 тыс. 646 руб. в месяц. Но тем не менее…
Руководство фонда, в свою очередь, вместо того чтобы попытаться вернуть себе доброе имя, грозит населению исками и штрафами, а главное – своей работой подтверждает обоснованность скептического настроя жителей региона.
В Тольятти, например, с самого начала действия программы по капитальному ремонту домов скандалы следуют один за другим. В основе каждого взрыва общественного недовольства – некачественная работа подрядчиков фонда.
Батареи срезали в октябре
Вот сравнительно недавний пример: капремонт в доме № 39 по улице Победы, ставший притчей во языцех для нашего славного Тольятти. Здесь в 2015 году начали менять инженерные коммуникации. Капремонт начали в октябре, когда до начала отопительного сезона оставались считанные дни-недели. Близость зимы не смутила заказчика, и ремонтная бригада от подрядчика ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» начала срезать в квартирах радиаторы отопления.
К началу отопительного сезона завершить начатое, как и ожидалось, не сумели, зато дом пополнил список МКД, в коих капремонт был произведен в 2015 году. Понятно, что жители этого дома настрадались, намерзлись, потаскали детей по больницам, зато самарский регоператор доложил наверх: капремонт произведен в срок, все хорошо, прекрасная маркиза. «Прекрасная маркиза», в свою очередь, тоже отчиталась на высшем уровне, не догадываясь тогда еще, что скоро вся эта глобальная ложь будет раскрыта.
Незаконный ремонт
Кстати, жильцы дома № 39 с нерадивым отношением фонда и его подрядчика мириться не стали, а обратились в суд. В числе претензий – значительное (с 24 до 18 градусов) снижение температуры воздуха в квартирах после замены батарей отопления, а также возгорание электропроводки, которая не выдержала перенапряжения из-за работы многих обогревателей, включенных жителями в ноябрьские холода.
Кстати, вот ведь интересный момент: в то время как жители пытались согреться в своих квартирах при помощи электрических приборов, управляющая компания и подрядчик в одном лице даже не удосужилась снизить им плату за отопление. Видимо, срезанные батареи для ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» не являются веским поводом для перерасчета. Кроме того, качество капремонта в доме № 39 оценивал человек, не имеющий к дому никакого отношения. Просто управляющая компания ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» заключила с ним договор, назначив уполномоченным по дому за определенную плату, – такой информацией располагают жители многострадального дома. Еще одно нарушение закона – перед началом работ общего собрания не проводилось, а подписи собственников в бюллетенях оказались поддельными. Вообще, о том, что дом № 39 постиг капремонт, многие владельцы квартир узнали из объявлений, в которых их просили обеспечить ремонтникам доступ в жилые помещения.
В общем, жильцы дома № 39 по улице Победы обратились в суд с иском о признании капитального ремонта своего дома незаконным. И суд согласился с ними. Теперь по закону ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» в лице его руководителя Виктора Попова должно вернуть все в исходное состояние. Но фонд даже своим подрядчикам не указ, потому что они не партнеры, а подельники.
Вот, например, жители дома № 66 по улице Победы больше года ждут, когда подрядчик, ремонтировавший кровлю, устранит все течи, образовавшиеся на ней в результате капитального ремонта. То есть до ремонта крыша не текла, а после капитального ремонта, который, напомним еще раз, оплачивает население, жители терпят неудобства в виде дождя с потолка. Фонд на жалобы жильцов отвечает отписками.
Украсть и разделить
И это понятно, поскольку фонду с жалобами работать некогда – ему пилить надо. А это дело требует сноровки. В конце прошлого года работу Фонда капитального ремонта Самарской области проверяли местные минюст, прокуратура и счетная палата.
Из отчета счетной палаты стало известно, что в региональную программу капремонта почему-то были включены более полусотни домов, признанных ветхими, аварийными и подлежащими сносу, ремонтировать которые было нецелесообразно. Но прежде, чем их исключили из программы, фонд успел потратить почти 5 млн рублей на разработку проектной документации. Между строк отметим, что «разработка проектной документации» – самый распространенный способ увода денег.
Далее. Выборочно проверив всего восемь отремонтированных домов, проверяющие обнаружили, что фонд принял и оплатил подрядчикам невыполненные работы на 1,1 млн рублей. И еще на 1,9 млн – по объектам культурного наследия. Заработали на этом подрядчики – сообщает газета «Самарское обозрение», забыв предположить, что впустую потраченные средства наводят на размышления об их «справедливой дележке» с заказчиком.
Кроме этого, отметили в палате, фонд «систематически пользовался своим правом на изменение существенных условий договоров». Это привело к тому, что итоговая стоимость оплаченных контрактов могла превышать начальную, выставляемую на торгах, на 21%. Другими словами, на торгах побеждал совсем не тот подрядчик, кто предлагал меньшую стоимость работ. А это еще один признак, как принято говорить, коррупционной составляющей.
Управление минюста Самарской области проверяло фонд капремонта на предмет соответствия его деятельности целям, предусмотренным учредительными документами. И выявило несоответствие некоторых положений устава фонда требованиям действующего законодательства РФ. Среди них пункт в уставе ФКР, допускающий его реорганизацию – вплоть до ликвидации, что по Гражданскому кодексу РФ недопустимо. Сейчас фонд в этой части вносит изменения в устав. По сути, минюст перекрыл умышленно оставленную калиточку, через которую могли безвозвратно утечь все собранные с населения деньги.
Вытягивает как может
Несмотря на то что подробные результаты всех проверок до сих пор не озвучены большой общественности, о них давно известно губернатору, который, к слову, является председателем попечительского совета Фонда капитального ремонта. Кстати, разбор полетов перед попечительским советом запланирован аккурат на начало марта, где фонд отчитается и о своей работе за 2016 год.
Губернатор же в ежегодном послании к депутатам губернской думы и жителям региона раскритиковал работу регоператора. В том числе он обратил внимание, что «у ряда подрядных организаций нет элементарного опыта». Но тут же назвал главной проблемой «низкую платежную дисциплину».
Уже через месяц ФКР показал, что критику первого лица губернии понял правильно: «По итогам первого месяца 2017 года собираемость взносов за капитальный ремонт в Самарской области достигла 101%»! «Среди городов 100% собираемость отмечена в Жигулевске, Чапаевске, в Сызрани – 93,1%, г.о. Кинель – 91,2%, г.о. Новокуйбышевск – 89,2%, г.о. Октябрьск – 90,2%, г.о. Отрадный – 99,8%, г.о. Похвистнево – 95,9%. Процент собираемости в г.о. Самара стал на уровне 96%, в г.о. Тольятти – 116%». Удивительный скачок. Вот только будет ли толк от того, что в закромах у фонда станет больше денег. Организация-то – некоммерческая, и за вольное распоряжение деньгами жителей Самарской области, как мы видим, серьёзной ответственности не несет.
Комментарии
Ольга Сотникова, руководитель Центра социальной работы:
– Депутат Алексей Краснов неоднократно задавал на страницах вашего издания вопрос, почему деньги на капитальный ремонт собираются в некоммерческую организацию, почему для аккумулирования миллионов рублей собственников не было создано государственное предприятие. Сам депутат уверен, что сделано это для того, чтобы высшим чиновникам, приближенным к руководству фонда, было легко пользоваться его финансами в качестве большой беспроцентной копилки.
У меня немного другое видение этого вопроса.
Конечно, доступ к сотням миллионов рублей – дело для чиновников лакомое. Но есть ещё кое-что: если бы фонд капитального ремонта был государственной структурой, тогда можно было бы смело говорить о том, что поборы на капитальный ремонт являются налогом и налоговое бремя среднестатистического россиянина на деле куда больше, нежели то, какое рисует официальный Госстат.
Повторюсь: на самом деле сборы за капремонт – это, по сути, налог. Во-первых, они обязательны. Во-вторых, их собираемость обеспечивается законодательными актами. В-третьих, ответственность за их неуплату влечёт санкции со стороны государственных органов – невыплату льгот и прочее. Ведь абсолютное большинство жителей нашей страны являются собственниками какого-либо жилья! С точки зрения налогового бремени – оно и так у нас для среднестатистического россиянина непомерное. Практически 40% своей зарплаты мы отдаём государству. Здесь нужно учитывать не только налог на доход, но и социалку, и другие сборы, которые «зашиты» внутрь поборов с организаций, но, по сути, взимаются с работников. И вот плюсом к этой зачистке рабочих карманов идёт налог на капитальный ремонт. Это если рассматривать ситуацию такой, какая она есть, – без кружевных манжет от правительства. А так – очень хорошо для чиновников получается. Налог по факту есть, а юридически – его нет. Ведь все, кто платят фонду взносы, юридически делают это вполне добровольно и на самом деле отчисляют в некоммерческую организацию пожертвования. Исключительно «по доброй воле».
Анатолий Анискин, руководитель общественного движения «За права и льготы пенсионеров!»:
– В последней платёжке от Фонда капитального ремонта пришла очередная «приятная» новость: «С 1 марта 2017 года при оплате взносов на капитальный ремонт в кредитных организациях (банках) и на «Почте России» будет взиматься комиссия в соответствии с утверждёнными тарифами этих организаций». Побаловались, как говорится, и будет. Итак, кормили одних бюрократов, теперь вот будем кормить ещё и новых.
Капитальный ремонт: При оплате с марта 2017 года будет взиматься комиссия
Раньше, когда капремонт был в ведении управляющих компаний, всё было «зашито» внутрь строки «содержание». И управляющим компаниям было невыгодно поднимать этот тариф из-за такой вещи, как банковский процент, потому что повышение было чревато уходом дома в другую управляющую компанию. Из-за этого банковские и другие расходы «управляшки» перекрывали своими резервами. С 2014 года мы, собственники жилья Самарской области, содержим 50 сотрудников фонда и тратим на них 150 миллионов своих кровно заработанных. А теперь вот ещё и почтовые и банковские услуги будем оплачивать. Вот уж воистину дорвались чиновники до наших с вами карманов!
В этой же платёжке я прочитал и другую ересь: дескать, «в платёжных документах за текущий месяц не все оплаты могут быть учтены в связи с тем, что в адрес НО «ФКР» информация о совершенных платежах от кредитных организаций (банков) и «Почты России» поступает несвоевременно». Другими словами, фонд признаётся: мы, мол, не смогли наладить эффективно систему обмена информацией, а поэтому будем допускать ошибки. Но нам очень нужно, чтобы вы, дорогие собственники, уже начали платить комиссионные банкам и почте. Поэтому идите и платите! А с нашими косяками и недоделками к нам не лезьте!
Игорь Мухин, газета «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 7 (432) 07.03.17
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07