Традиционно в начале июня глава города Тольятти отчитывается перед депутатами городской думы о своей работе и работе администрации за предыдущий год.
5 июня 2024 года состоится третий по счету отчет Николая Ренца.
За два предыдущих фракция КПРФ, существовавшая прежде в городской думе, ставила главе города неуд. Коммунисты пеняли Ренцу в первую очередь на то, что ожидания большей части жителей на улучшение жизни в Тольятти не оправдываются.
Что этому мешает? Да то, что наши чиновники, как правило, и не стремятся работать так, чтобы жители видели, говорили и считали, что в городе что-то сделано благодаря усилиям тех или иных сотрудников администрации.
Народный фольклор считает, что чиновники приходят работать в «мэрию», чтобы заработать самим. Вот потому мы и живем так, как живем.
Заведомо ожидаем, что 33 депутата будут единодушны в стремлении поставить главе города оценку удовлетворительно. Да они б и «отлично» поставили, если бы, согласно думскому регламенту, такая существовала.
Однако довольно лирики.
О том, как администрация города во главе с Николаем Ренцем старалась в 2023 году сделать жизнь горожан всё лучше и лучше, мы скоро услышим из первых уст.
«Тольяттинский Навигатор» же традиционно расскажет правду. Правду о том, что именно и в какую сторону изменилось в Тольятти.
Причем не только в 2023 году, но и за пять месяцев текущего года. Потому что считаем: отчитываться нужно за предыдущий год в январе. Максимум – в феврале. А не в середине следующего года, когда многие события если не стерлись из памяти, то, по крайней мере, потеряли актуальность и накал эмоций.
Но мы постараемся напомнить.
Тольяттинцев убивают дороги
Начнем с расчистки снега. Правда, согласно правилам отчета, мы должны вспомнить не прошлую зиму, а позапрошлую. Ведь отчитывается глава города за 2023 год. Трудно, не так ли? Вот в том-то, и подвох! Но мы откроем подшивку газет «Тольяттинского навигатора» и полистаем.
В № 2 от 26 января 2023 года мы писали: «В этом году по причине неудовлетворительного содержания дорог в городе уже произошло 11 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), одно со смертельным исходом, остальные – с ранениями… Статистика жуткая: один погибший и свыше десяти ранены за неполный месяц. Плюс искореженные автомобили – материальный ущерб. В ГИБДД, приводя статистику, подчеркивают, что данные ДТП случились из-за недостатков зимнего содержания. И при этом отмечают: специально ГИБДД не проводит рейды по оценке содержания дорог, в Госинспекции лишь фиксируют, что стало причиной аварии. И вот 11 ДТП случились, по сути, из-за того, что подрядчик плохо выполнил свою работу, за которую администрация города перечисляет ему деньги, а чиновники в свою очередь не проверили и не заставили своевременно исправить недочеты в работе. Словом, виновные есть. Но будут ли они наказаны? Риторический вопрос…»
Читаем дальше. «Редакционный водитель «Тольяттинского Навигатор» отметил, что передвигаться по городу на многих территориях крайне опасно. Дороги сужены значительно, и при разъезде двух машин одну может отбросить от снежно-ледового бруствера на рядом проезжающий автомобиль. Словом, работа жестянщика востребована в эту зиму как никогда. Кого благодарить? Подрядчика и администрацию!»
Напомним, что содержание дорог в зимний период обходилось городу в 2023 году значительно дешевле, чем в 2024-м. По этому поводу глава города говорил следующее:
«Причина нехватки техники – давайте признаем: у нас в Тольятти самый низкий в Самарской области тариф на содержание дорог. Чтобы нам работать по областному тарифу, нужно 1,5 млрд рублей на наши 6 млн 293 тыс. кв. м магистральных дорог».
Денег дали больше. А толку?
И вот тариф был увеличен, не до 1,5 миллиардов, конечно. Финансирование на зимнее содержание в период 2022-2023 было 182 млн руб. Финансирование на зимнее содержание в период 2023-2024 стало более 300 млн руб.!
Но кто-нибудь заметил, что дороги стали чистить лучше, вывозить снега больше? Нет! По окончании зимы-2024 части города вообще оказались затопленными из-за обильных дождей, вызвавших скорое таяние невывезенного снега. А впрочем, потопы были и годом ранее.
При этом подрядчик по зимнему содержанию остался тот же – ООО «Автодоринжиниринг» из Сызрани. Получается, что глава города своими инициативами просто-напросто увеличил доход подрядчика на 118 млн рублей (только ли его?), и всё? Это заслуга Ренца? Заслуга! Но в чьих глазах? В глазах хозяина ООО «Автодоринжиниринг».
Хотя зимой-2023 первым заместителем главы города Андреем Дроботовым была озвучена здравая мысль о создании собственного структурного подразделения, которое бы отвечало за уборку города в зимнее время.
Однако идея так и осталась лишь идеей. В Тольятти в среде ВИП-чиновников это вообще принято: мечтать вслух, фантазировать, обнадеживать… а потом предавать забвению.
Вспомним железнодорожный переезд через химзаводы на Обводное шоссе, который разгрузил бы улицы Новозаводскую и Матросова.
Вспомним комплексный приют для безнадзорных животных. Вспомним… Вспомним… Вспомним…
Но вернемся к нашему градоначальнику. Как вы думаете, прозвучит что-нибудь из вышесказанного о дорожном коллапсе в отчете Ренца? Скажет ли он, сколько человек погибли и сколько получили ранения в ДТП из-за отвратительной уборки снега в подотчетный период? И в скольких случаях причинами аварий стали дорожные условия?
Минус 6,6 тысячи тольятинцев
Зато в отчете будут звучать положительные моменты. Только положительные. Например:
«Одной из важнейших тенденций 2023 года стало возобновление роста промышленного производства, связанное, в первую очередь, с увеличением объемов производства в автомобилестроении. По данным Самарастата, в 2023 году индекс промышленного производства по городскому округу Тольятти вырос до 128,3% к уровню 2022 года, в том числе в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов – 177,4%, в химическом производстве – 108,7%. Объем отгруженной промышленной продукции увеличился на 29% к 2022 году и составил 655,2 млрд рублей».
Скажите, а при чем тут глава города Николай Ренц и его администрация?! Они что, прицепы в гаражах собирают? Или варят и разливают по бутылкам шампуни?
В ведении горадминистрации Тольятти (Николай Альфредович, берите блокнот и записывайте!): дороги, содержание дорог и общественных территорий, общественный транспорт, школы, детсады, жители.
Вот как раз-таки последних, к слову, становится всё меньше и меньше. Численность населения на 1 января 2024 года составила 668 тыс. человек, снизилась за год на 6,6 тысячи. Из них за счет естественной убыли населения – 3,7 тыс. человек, из-за миграционной убыли – 2,9 тыс.
Кто-то уезжает в поисках лучшей доли, кто-то заканчивает свой жизненный путь из-за болезни или старости, а кто-то и сводит счеты с жизнью.
Заметили ли вы, что в городе все чаще и чаще новостные паблики рассказывают о том, что тут или там кто-то «шагнул в окно». Да, статистика такая есть. Она тревожит и пугает своим ростом. Но о ней мы никогда не узнаем не только из отчета главы города, но и вообще из уст чиновников. Проблему проще замалчивать?
Кстати, в отчете говорится, что в 2023 году были улучшены жилищные условия 413 молодых семей, 88 детей-сирот, 5 граждан льготных категорий, 14 медицинских работников государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории городского округа Тольятти.
Но при этом не указывается, сколько же еще молодых семей, сирот, льготников и медработников ожидают своей очереди. И сколько еще лет они будут ждать.
Деньги в асфальт
Кто из горожан может вспомнить, в каком состоянии находились дороги города в 2023 году? Маловато найдется, так ведь? Зато многие говорят, что в этом году дороги хуже, чем в прошлом.
Вот и выявляется тренд от руководства города. В 2021-м дороги были лучше, чем в 2022-м, в 2022-м лучше, чем в 2023-м, в 2023-м лучше, чем в 2024-м. Но на дороги регулярно выделяется порядка 1 млрд рублей. Почему же так?
К слову, в отчете главы города за 2023 год, который уже опубликован на сайте администрации для правительства Самарской области, есть интересный момент. (Доклад главы городского округа за 2023 год Ссылка )
Так, в отчете говорится, что выполнено строительство дороги по улице Высоцкого. То есть из отчета следует, что в 2023 году в Тольятти была построена дорога по улице Высоцкого.
Но! В 3-летнем плановом периоде (2024-2026 гг.) в городском округе Тольятти в дорожном хозяйстве планируется завершение строительства дороги по улице Высоцкого. Потому из документа не понять: построена она или нет.
Между тем эту многострадальную дорогу должны были сдать еще при предыдущем главе города Анташеве! Как минимум три года назад. Но построили в 2023 году и до сих пор не сдали в эксплуатацию. В настоящее время ее всё доделывают и доделывают. И будут доделывать до 2026-го! То есть дорога есть, но дороги как бы нет. А Ренц отчитывается перед правительством как о построенном объекте в 2023 году. Однако и в 2024-м ездить по ней нет возможности. Более того, в этом году на ее доделки деньги выделяло областное правительство.
Ура?
В отчете правительству есть и другие интересные моменты. Например, «в сфере физической культуры и спорта на территории оздоровительного комплекса «Тольятти Теннис Центр» за счет внебюджетных средств начато строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (сроки строительства: 2023-2025 годы)».
Вот скажите, при чем тут Николай Ренц, если почетный гражданин города Владимир Гусев продолжает инвестировать собственные средства в коммерческий спорт Тольятти? Какое отношение имеет Ренц, да и вся горадминистрация в целом к тому, что Гусев что-то строит на своей территории, за свои деньги? Он это делает в первую очередь для того, чтобы самому получать доход, рентабельность.
Или вот еще из отчета. «В рамках грантовой поддержки ПАО «Татнефть» в парке Центрального района построена скейт-площадка и воркаут-площадка». А здесь в чем заслуга городской администрации? Деньги даны «Татнефтью», а всё, что сделала администрация, – наняла подрядчиков, которые выполнили свою работу так, что после зимы вся плитка отвалилась, и пришлось перекладывать ее по новой. Словом, такая деятельность администрации – это, скорее, позор, а не достижение. Но в команде Ренца так не считают.
Минус пять детсадов
При Ренце в Тольятти началось планомерное сокращение количества зданий детских садов. «Тольяттинский Навигатор» уже писал, что участок под бывшим детсадом по Горького, 47, и земельный участок на Цветном бульваре, 17, где был недострой детсада, перепрофилировали с зоны Ж-6 (зона объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования) в зону Ж-3 (зона среднеэтажной жилой застройки).
А детсад «Полянка», что в 11 квартале, расформирован, здание отдано под частный медицинский центр. Так же было снесено здание детсада на бульваре Королева, в 6-м квартале, территория отдана под застройку жилого дома. То же случилось и с детсадом на Жукова, 27.
Общественный транспорт, или штурм маршруток
Отдельная песня про автобусы и троллейбусы, которые, по мнению горожан, нормально «ходят» только в часы пик.
Люди, много где по стране бывающие, говорят, что Тольятти в этом смысле – раритет.
Дескать, в Казани, Москве и Питере давным-давно транспорт работает цивилизованно. И только у нас всё отдано на откуп нерадивым частникам. Потому большинство «безлошадных» жителей вынуждены штурмовать по утрам маршрутки.
И уж если очень повезет, добраться до работы вовремя. Дорога домой еще труднее. Маршрутку дождаться еще сложнее. Зимой – хоть плачь.
Зато стоимость проезда растет стабильно. Думается, Тольятти – один из самых дорогих городов страны в плане цен за проезд.
Вот и с 1 июня муниципальный транспорт опять подорожает. Как говорят в администрации, подорожает, чтобы поднять зарплату водителям, а то работать никто не хочет. В прошлые разы, видимо, поднимали зарплату руководству, поскольку никто из них уходить добровольно не собирается.
Жар костей не ломит!
И в завершение… Хотя продолжать можно долго, и про грязь в городе, и про нескошенную траву, и про отношение к горожанам, и про выселение художников и писателей из занимаемых десятилетиями мастерских и помещений, но бумага нынче дорогая. Очень хочется сказать несколько десятков слов про отопительный сезон-2023/2024.
С его началом проблем не было. Проблемы были с завершением. Ну никак Николай Ренц не хотел подписывать постановление об окончании отопительного сезона. Уж и жара била рекорды, приближаясь к 30 градусам, а радиаторы все топили и топили… улицу. В итоге отопительный сезон завершился только 22 апреля.
Потом наступил май, а вместе с ним пришло и похолодание. Но только 11 мая глава города решил, что нужно вновь подать тепло. Причем не только в больницы, детсады и школы, как это сделали в Самаре, но и в жилые дома. И сразу назвал срок продолжения отопительного сезона – до 24 мая.
…В общем, когда вам принесут квитанции с перерасчетом за отопление по итогам года, знайте, кого благодарить. Если только сами не просили включить отопление.
Вот на этом теперь всё. Ждем 5 июня. Будет очень интересно понаблюдать за реакцией «народных избранников» на отчет главы города.
Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 30.05.2024
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07