Какое роковое решение пришлось принять Наталье Гундаревой и как оно повлияло на ее судьбу?

    наталья гундарева актриса

    Чем выше поднимешься, тем больнее падать, гласит народная пословица. Весь трагизм этого утверждения Наталья Гундарева (1948 — 2005), советская и российская актриса театра и кино, испытала на себе.

    Чуть больше прикоснувшись к биографии одной из самых популярных актрис советского кинематографа 1970-1990 годов, ведущей актрисы театра им. Маяковского (1972-2001), народной артистки РСФСР (1986), лауреата Государственной премии СССР (1984), обладательницы премии «Ника», читатели библиотеки узнали, что наиболее известные роли Н. Гундарева сыграла в таких фильмах, как «Одиноким предоставляется общежитие», «Вас ожидает гражданка Никонорова», «Хозяйка детского дома», «Сладкая женщина», «Однажды двадцать лет спустя» и других.

    Посмотрев отрывки из фильма «Осенний марафон» (1980) режиссера Георгия Данелии и фильма «Альфонс», снятого Владимиром Златоустовским в 1993 году, а также документальный фильм «Прощание», вместе подумали о том, почему название фильма «Сладкая женщина» стало для Гундаревой ироничным прозвищем? Именно этот фильм принес ей славу, любовь зрителей и титул «лучшей актрисы года».

    Зачем она всю жизнь изматывала свой организм бесконтрольным и бессистемным голоданием? Так ли уж нужно было это делать при ее актерской востребованности и самобытности? Как ей удалось поступить в Театральное училище имени Щукина при конкурсе в 250 человек на место? Какую роль в жизни актрисы сыграли Виктор Павлов и Михаил Филиппов?

    Почему распался ее первый брак с режиссером Леонидом Хейфецем? Почему не сложилось семейное счастье со вторым мужем — Виктором Корешковым, коллегой по театру? Какое роковое решение пришлось принять актрисе и как именно оно повлияло на ее судьбу?

    Правда ли, что за все в жизни надо платить? Какую цену пришлось заплатить российской актрисе за свой громкий успех?

    На все эти вопросы читатели получили исчерпывающие ответы. А еще узнали о той поразительно мудрой оценке, которую Наталья Гундарева сама дала событиям своей жизни за пару лет до смерти в одном из интервью.

    Неожиданно для самой себя

    Звездой театра и кино москвичка Наталья Гундарева стала неожиданно не только для родителей, но и для себя самой. Изначально она хотела поступать в Московский инженерно-строительный институт, чтобы, как и мама, проектировать здания. В выпускном классе, в 1964 году, Наталья даже перевелась на вечернюю форму обучения, чтобы поработать в конструкторском бюро. Практически сразу девушке доверили дело далеко не школярское — реконструировать керамические комбинаты. А когда стало получаться, назначили помощницей главного инженера проекта. Но делом всей ее жизни строительство так и не стало. Наталью ждал иной путь.

    «Конопатое чудо»

    Театр она любила с детства, однако о профессиональной сцене не мечтала. Как и многие девчонки, юная Наташа посещала драмкружок в школе, потом — городской Дворец пионеров. Там-то она и познакомилась с Виктором Павловым, также впоследствии ставшим известным актером. Этот человек изменил ее жизнь раз и навсегда.

    — Ведь у тебя настоящий актерский талант! — не раз говорил он девушке. — Тебе надо в театральный поступать!

    И Гундарева решила: попытаю счастья, а там будь что будет — и подала документы в Театральное училище имени Щукина. Тогда, в 1967 году, в стенах прославленного вуза ее ждал огромный конкурс: на одно место претендовали 250 абитуриентов. Но это не остановило Наталью, равно как и проливной дождь, в буквальном смысле смывший с нее всю «красоту». Многочасовой макияж поплыл, наглаженное платье превратилось в неопрятный балахон, уложенные в прическу волосы повисли беспомощными прядками.

    Пришлось брать строгих экзаменаторов природным талантом, который не подвел. А еще — забавными веснушками во все юное и непосредственное лицо. «Конопатое чудо» — окрестила Гундареву приемная комиссия и без долгих колебаний пропустила через все отборочные туры.

    Повезло Наталье и с сокурсниками — на одном потоке с ней учились Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей. Правда, даже им не удалось отвлечь Гундареву от учебы. Будущая актриса оказалась фанатичной студенткой: ходила на все занятия, аккуратно записывала лекции и… часами танцевала в спортзале, «утеплившись» тремя шалями. Что поделаешь, фигура требует жертв! Особенно «такая не идеальная, как у меня», как всегда считала Гундарева.

    Режиссерские открытия

    Как показало время, усилия оказались не напрасными: в 1971 году уже дипломированная актриса получила сразу несколько приглашений в престижнейшие театры столицы — «Современник», МХАТ, имени Вахтангова и имени Маяковского.

    Выбор пал на легендарную «Маяковку»: ее до глубины души потрясли такие спектакли, как «Смерть Тарелкина» в интерпретации Петра Фоменко, «Разгром» Марка Захарова, «Дети Ванюшина» и «Трамвай «Желани»» Андрея Гончарова. Выбранной сцене Наталья Гундарева оставалась верна на протяжении всей жизни.

    Карьеру Гундарева начала, как и все молодые актрисы, с эпизодов, порой самых незначительных и коротких. Была Варкой в «Думе о Британке», Катей в «Детях Ванюшина», Василисой Одинцовой в «Марии».

    Наконец, в 1974 году судьба подарила ей долгожданный шанс проявить себя по-настоящему. Исполнительница роли Липочки в пьесе Островского «Банкрот» неожиданно заболела, и Гончаров дал указание ввести в спектакль Гундареву. На все репетиции строгий мастер отвел Наталье всего десять дней. Она же не только не подвела труппу, но и заставила говорить о себе всю театральную Москву. Уже на следующий день Гундарева проснулась знаменитой — можно сказать, вспорхнула на театральный олимп.

    — Тогда на нем я потеснила саму Татьяну Доронину! — не раз вспоминала с улыбкой актриса. — Все спектакли Гончаров начал ставить на меня. Доронина, считавшая себя настоящей звездой «Маяковки», такой обиды стерпеть не смогла и… решила уйти. Да не просто, а громко хлопнув дверью.

    Вскоре актрисе повезло и в кино. В 1976 году на экраны вышел фильм «Труффальдино из Бергамо». В то время Наталья считалась «хозяйкой «Ленфильма» и была недовольна, когда против ее воли на роль Труффальдино утвердили Константина Райкина. Однако дуэт удался!

    В 1977 году она снялась в одном из культовых советских фильмов под названием «Сладкая женщина». Работа оказалась непростой, но вместе с тем и выигрышной: в одной ленте Наталья сыграла сразу трех героинь. Эта картина принесла Гундаревой любовь советских зрителей и титул «Лучшей актрисы года». Столь почетное звание она получила от журнала «Советский экран». Причем не один раз: в 1977, 1981 и 1984 годах.

    Название фильма «Сладкая женщина» стало для Гундаревой ироничным прозвищем, к которому сама актриса впоследствии с грустью прибавляла печальную частичку «не». Ведь после каждого подъема неумолимая судьба «дарила» ей жесткие падения.

    Костюм героини Нины в фильме Георгия Данелии «Осенний марафон» (1979) Гундарева придумала сама, сама дописала некоторые места в сценарии. В фильме «Однажды 20 лет спустя» (1980) актриса очень правдоподобно сыграла роль многодетной матери, хотя в жизни родить собственного ребенка не могла…

    — Теперь очевидно, что, ограничивая актрису, режиссёры словно насильно совершили выдающееся открытие. Таких «простых» женщин, как женщины Гундаревой, в советском кино ещё не было. И простые бывают роковыми, а роковые — простыми…, — так сказал о Гундаревой российский кинокритик Михаил Трофименков.

    «Наташа, выручи! Дай денег жене на аборт!»

    Несмотря на нестандартную внешность, Гундарева всегда пользовалась успехом у мужчин. И дело было не только в ее «кустодиевской» привлекательности, но и в необычайно легком характере, подкупавшем сильный пол.

    Однако все ее романы со сверстниками заканчивались ничем. Причина была банальной: никто не стремился полюбить Гундареву по-настоящему. Кто-то просто приятно проводил с ней время, кто-то становился ее ухажером ради частички дешевой популярности, а иные и вовсе торопились воспользоваться ее простодушием и отзывчивостью…

    Один случай Гундарева запомнила на всю жизнь. Ухажер пришел к ней на свидание с цветами. Казалось бы, причина для радости, но Гундарева насторожилась: раньше кавалер ей букетов не дарил. Под грузом неловкой паузы незадачливый ловелас быстро «раскололся»:

    — Наташа, мне деньги нужны… Жене на аборт. Я с ней развожусь, так зачем мне от нее дети? Только алименты платить! Наташа, выручи!

    Необходимую сумму Гундарева буквально бросила любовнику в лицо, от шока и обиды отходила долго…

    Неудачная попытка

    Первое настоящее семейное счастье Гундарева обрела с режиссером Леонидом Хейфецем. Двух творческих людей сблизила работа над общей картиной — драмой «Обрыв». Не помешала и разница в возрасте — актриса была младше своего наставника на целых четырнадцать лет (по тем временам — повод для немыслимого скандала!).

    Гундарева и Хейфец прожили вместе шесть лет, а потом все рассыпалось. Во-первых, Наталья так и не смогла найти общего языка с матерью своего супруга. Убеленная сединами женщина не хотела прощать сыну расставания с девушкой из интеллигентной и аристократической семьи. Ведь все было так хорошо, и зачем только эта Гундарева все испортила?

    Во-вторых, новоиспеченная жена известного режиссера не приняла его богемный образ жизни. Каждый вечер дом Хейфеца был полон, компания расходилась по домам далеко за полночь. Пока щедрый хозяин наслаждался интеллектуальным общением с коллегами и друзьями, его супруга, стараясь угодить гостям, на кухне валилась с ног от усталости. И продолжаться это могло неделями! Однажды терпение Гундаревой лопнуло.

    — Мне надоело каждый вечер готовить для всех твоих знакомых! — устроила Наталья скандал мужу. — Тем более что после бессонных ночей у меня нет сил прилично играть в спектаклях!

    Роковой шаг

    И, наконец, самое страшное — ради новой роли Гундарева пошла на аборт. Непростое решение Наталья Георгиевна приняла в 1973 году, когда ей, перспективной 25-летней актрисе, предложили главную роль в «Осени», эпохальном кинотворении Андрея Смирнова. А ведь она уже была на третьем месяце беременности.

    Шаг оказался роковым — Гундарева избавилась от токсикоза, не дававшего ей возможности работать, но навсегда лишилась возможности иметь детей. Для обоих супругов это стало тяжелейшим ударом. Они все больше отдалялись друг от друга, у каждого бурлила своя, насыщенная творчеством жизнь… Леонид первым предложил поставить точку в их отношениях.

    В одночасье жизнь актрисы раскололась на две части. В одной ее ждали толпы поклонников и интереснейшие роли, а в другой — неустроенная личная жизнь, лишенная радости материнства. Так «несладкая женщина» поняла, что за все нужно платить. Поняла и приняла эти правила игры…

    Плохая примета

    Вторую попытку обрести семейное счастье Гундарева предприняла, выйдя замуж за Виктора Корешкова, коллегу по театру. Теперь уже именитая актриса была старше своего возлюбленного на четыре года.

    Вскоре после свадьбы безоблачное счастье Натальи омрачил неприятный случай: во время купания в реке она потеряла обручальное кольцо.

    — Плохая примета! — в один голос заявили подруги.

    И действительно, актерская семья распалась уже через год после похода в загс, причем опять по инициативе супруга.

    — Я полюбил другую, — признался Наталье Виктор. И не просто другую, а близкую и верную подругу семьи — Валентину Игнатьеву, солистку ансамбля «Веселые ребята».

    — Мы часто общались с Наташей по душам, — не раз вспоминала печальную историю сама Игнатьева. — Я любила бывать на их с Витей спектаклях… Именно мне она и призналась первой, что ее муж стал каким-то странным — вялым, апатичным, замкнутым. Никто из нас и подумать не мог, что это все из-за любви ко мне.

    Через два дня после развода с Гундаревой Корешков признался Игнатьевой в своих чувствах. Певица ответила ему взаимностью, вскоре у них родился сын. Второй развод стал для Гундаревой не менее сильным ударом, чем первый. Успешная карьера и всесоюзная популярность в очередной раз не принесли актрисе женского счастья.

    Почти два десятилетия Гундарева и Игнатьева не общалась. Но в 1999 году подруги-соперницы помирились. К тому моменту по иронии судьбы Валентина тоже уже была экс-женой Корешкова. Ее брак с Виктором продлился всего четыре года.

    «Врожденный трудоголизм»

    В последние годы на новые несчастья Гундарева обрекала себя сама. Всю жизнь она изматывала организм бесконтрольным и бессистемным голоданием, подвергая его сильнейшим стрессам. Ситуацию усугубляла привычка к курению, особенно по утрам и натощак, а также «врожденный трудоголизм», как любила шутить сама актриса. В чем же причина такого фанатизма?

    Оказывается, несмотря на свою востребованность и актерскую самобытность, Гундарева всю жизнь боялась услышать у себя за спиной слова: «А у героини-то нашей талии не найти!»

    — Я сама слышала, как Олег Табаков однажды безо всяких обиняков заявил Наташе: «Хочешь главную роль? Пожалуйста, только похудей!» — поделилась в одном из интервью актриса Татьяна Догилева.

    К тому же у Гундаревой были свои особые «взаимоотношения» со сценой, съемочной площадкой, миром софитов в целом.

    — Он меня и изматывает, и вдохновляет, — не раз признавалась актриса. — Словно и ненавидит, и обожает одновременно. Но избавиться от его власти я не могу. Особенно, власти театра. Это — моя любовь, мой дом.

    Как-то Наталья Гундарева пришла на переозвучку фильма «Одесса памяти моей» с зашкаливающим давлением. Сил у нее хватило лишь на то, чтобы добраться до ближайшего кресла и мгновенно уснуть.

    — Наталья Георгиевна, вызвать вам врача? — забеспокоились все вокруг.

    — Нет! Сейчас валидол выпью и за работу! — отмахнулась Гундарева.

    Отработав, она снова рухнула в кресло…

    Не любила именитая актриса пользоваться и служебным транспортом, хотя по статусу он ей, безусловно, полагался.

    — Кому машину? Мне? — неизменно удивлялась Гундарева. — Электрички ходят, доберусь как-нибудь!

    Ехала с дачи с полными сумками… И это притом, что у нее сердце было слабым с рождения. От гипертонической болезни она страдала всю жизнь — постоянно принимала таблетки, стабилизирующие работу сердечно-сосудистой системы.

    Здоровье актрисы подорвали также пластические операции, которые она начала делать сразу после пятидесяти. Выглядела Гундарева великолепно, но в жизни за все надо платить.

    Летом 2001 года в Москве стояла аномальная жара. 19 июля организм актрисы окончательно дал сбой: на даче Наталью Георгиевну сразил инсульт. Скорую помощь вызвал супруг Михаил Филиппов, актер все того же Театра имени Маяковского. За ишемическим инсультом последовала многодневная кома, а затем — годы реабилитации…

    Оправиться после этого Гундаревой так и не удалось: осенью 2004 года ее самочувствие резко ухудшилось, а 15 мая 2005 в возрасте 56 лет актриса скончалась.

    Похоронили Наталью Георгиевну на Троекуровском кладбище столицы под свиридовскую «Метель». Такова была ее последняя воля.

    Подводя итоги…

    За пару лет до смерти, когда здоровье Натальи Гундаревой временно улучшилось, и в одном из интервью она дала поразительно мудрую оценку всем событиям своей жизни.

    — Долгие годы я не жила, а просто существовала в режиме безумной гонки. Через силу вставала каждое утро с постели, накачивала организм кофе и никотином, а дальше — нескончаемая карусель репетиций, примерок, кинопроб, телесъемок… В конце дня я и понять не могла, на что, по сути, я потратила целые сутки. Словно действия мои были пустыми, лишенными внутреннего смысла…

    И вот Бог меня инсультом остановил. Теперь на все смотрю я другими глазами — как шуршит на ветру листва, светит солнце, шумит дождь, плывут облака, стелется туман по полям… Всегда и везде мы живем либо в прошлом, цепляясь за воспоминания, либо в будущем, обдумывая предстоящие дела. А вот настоящее от нас незаметно исчезает. Но ведь каждый миг жизни имеет свою неповторимую уникальную ценность. А потому во всех испытаниях, даже в горе, всегда ищите счастье и радость!..

    …Сегодня эти слова можно считать духовным завещанием всем нам.

    Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com