Каким будет учебный год 2021 – 2022

врач-рентгенолог проводит урок здоровья в школе

Начала нового учебного года с особыми чувствами ждут и родители, и школьники, и преподавательский состав. Получив совершенно новый опыт онлайн-обучения в пандемийный период, абсолютно всех, без преувеличения, волнует вопрос – каким он будет, новый учебный год?

Важные вопросы

Традиционно новый учебный год начинается с работы педагогов в рамках августовских педагогических совещаний. Августовская конференция работников образования 2021 года будет проходить с 25 августа по 9 сентября 2021 года в дистанционном формате. Пленарное заседание августовской конференции работников образования состоялось в пятницу, 27 августа 2021 года. А неделей раньше департамент образования Тольятти провел круглый стол на тему «Новый учебный год. Работаем вместе», в котором приняли участие руководители образовательных организаций, представители окружного родительского собрания и депутаты.

На повестке стояли самые актуальные накануне нового учебного года вопросы: формат образовательной деятельности, подготовка учреждений к 1 сентября и перспективы общественного межведомственного проекта «Родители – ЗА безопасное детство». Обсуждалась также работа школ в современных санитарно-эпидемиологических условиях.

Как сообщила руководитель департамента образования Лариса Лебедева, 1 сентября в Тольятти откроют двери 69 муниципальных школ для более 72 тысяч детей. Из них впервые сядут за парты более 8 тысяч первоклассников. Традиционно новый учебный год начнется с торжественных линеек и Дня знаний. Для учащихся 1-х и 11-х классов будут организованы торжественные линейки с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Для учащихся 2 – 10-х классов в первый учебный день запланированы классные часы, посвященные 170-летию рождения губернии.

Образовательный процесс будет организован в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, утвержденными главным санитарным врачом РФ. С учетом данных требований департаментом образования была разработана рамочная модель организации учебно-воспитательного процесса, главная цель которой – за счет кабинетной системы и использования различных входов, а также ступенчатого графика начала занятий и перемен минимизировать контакты учащихся с целью снижения риска инфекционных заболеваний. Для разделения потоков детей каждой школой отработана схема пропускного режима, задействованы запасные выходы, на каждом из которых будет проводиться термометрия. Проведено зонирование рекреаций и эвакуационных выходов. В части организации учебного процесса проведено распределение классов по аудиториям с учетом различного времени начала уроков.

При организации питания с учетом санитарно-эпидемиологических требований будут использоваться ступенчатый режим входа и выхода, зонирование в столовой при ее наполнении и минимизация самообслуживания.

Обсуждалась и тема вакцинации работников образовательных учреждений, которые контактируют с большим количеством людей.

Родительский контроль

В прошедшем учебном году большую помощь школам в организации входного утреннего фильтра оказали родители – участники городского общественного проекта «Родители – ЗА безопасное детство».

Председатель окружного родительского собрания Татьяна Яковчук-Жигулина напомнила участникам круглого стола о задачах нового городского проекта, который успешно реализуется в нашем городе с августа 2020 года. Его основное направление – это профилактические рейды по местам, где могут проводить время дети и подростки, и это не только парки и скверы, но и строительные площадки, заброшенные здания, водоемы, железнодорожные пути и другие потенциально опасные территории.

Еще одна важная составляющая проекта – контроль за качеством школьного питания и работой школьных столовых в новых санитарно-эпидемиологических условиях. В ходе рейдов родители вместе с депутатами знакомились со схемами рассадки детей, графиком работы столовых, соответствием блюд цикличному меню, утвержденному Роспотребнадзором, проверяли санитарное состояние столовых и другие позиции.

Работа по реализации общественного проекта «Родители – ЗА безопасное детство!», эффективность которого была отмечена на областном и всероссийском уровнях, обязательно продолжится в новом учебном году.

«Родительская общественность Тольятти активно включилась в работу по контролю за качеством поставляемых в школьные столовые продуктов, за процессом приготовления пищи, за соблюдением чистоты в школьных столовых. Конечно, в процессе контроля возникали вопросы. Но они обсуждались и оперативно решались. По итогам наших совместных рейдов стало понятно, что далеко не все ребята умеют вести себя в общественных местах, знают правила дорожного движения. Мы убедились, что в этом направлении еще нужно работать, – отметила значимость проекта Екатерина Кузьмичева. – Я сторонник того, чтобы работа эта была системной. И в ней принимали участие не только школы, родители, но и городские объединения. Все, что касается здоровья и безопасности детей, не должно быть разделено на вопросы или образования, или культуры, или здравоохранения».

Как стало понятно, многое уже сделано в рамках подготовки к новому учебному году, намечен план первоочередных действий. Обмениваться мнениями и сообща находить решения – очень важно, поскольку впереди целый учебный год, и каким он будет – зависит от педагогов, родителей, органов власти.

Комментарии:

Иванова Римма Павловна, директор МБУ «Школа №94» г. о. Тольятти:

– Подготовка к новому учебному году – всегда волнительный и очень ответственный процесс! В нашем учебном заведении уже отремонтированы классы, приготовлены рабочие программы и комплекты учебников, школьные рекреации с нетерпением ждут учеников.

Все необходимые меры профилактики новой коронавирусной инфекции обеспечены: график работы школы и расписание учебных занятий сформированы с учетом актуальных требований Роспотребнадзора, для каждого класса определены время прихода учащихся в школу, один из четырех задействованных входов, свой учебный кабинет и график питания. В необходимом количестве закуплены рециркуляторы воздуха и полностью укомплектован медицинский кабинет. Педагогический коллектив к работе готов!

Разработана и готова к внедрению новая воспитательная программа и программа развития нашей образовательной организации, в которых закреплены традиции школы и определены новые цели, которые предстоит достичь. Среди наиболее актуальных задач – обеспечение устойчивого уровня качества знаний, формирование функциональной грамотности, сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание патриотизма и нравственных качеств средствами искусства и культуры. Продолжаются мероприятия, посвященные 170-летию Самарской губернии, полным ходом идет подготовка к 2022 году, который объявлен в России Годом народного искусства и культурного наследия.

Отмечу, что новый учебный год стартует с хороших позиций. Год науки и технологий в России продолжается, поэтому так отрадно отмечать успехи наших ребят в учебе, в олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах и строить планы на будущее. Неслучайно по итогам 2020-2021 учебного года МБУ «Школа №94» отмечена благодарностью Российского совета олимпиад школьников за вклад в формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи.

Терлецкая Татьяна Леонидовна, директор МБУ «Гимназия №39», кандидат педагогических наук:

– Новый учебный год начинается в очень интересных условиях, обусловленных, с одной стороны, продолжением ковидной ситуации, а с другой стороны – внедрением новых государственных стандартов обучения как в начальной, так и в основной школе. Тем не менее к началу учебного процесса мы хорошо подготовились.

Хочется отметить, что в нашей гимназии по-прежнему особое внимание уделяется одаренным детям, которые приносят победы в областных и общероссийских соревнованиях, олимпиадах. Начиная с этого года мы открываем профильные педагогические классы, и это одна из наших новаций. И конечно же продолжат работать классы с традиционным профильным обучением: техническим (где обучаются будущие инженеры), гуманитарным (с углубленным изучением английского языка, филологии), социально-экономическим (для будущих менеджеров, юристов и пр.). В гуманитарном и педагогическом профилях мы ввели изучение таких предметов, как психология и педагогика: надеемся, из этих ребят вырастет наша будущая смена, творческая и активная. Отрадно, что практически все выпускники этого года поступили в высшие учебные заведения страны, лишь 4 человека пошли в колледжи.

Несмотря на всю специфику, мы готовы к учебному процессу и материально (все стандарты соблюдены, безопасность обеспечена), и морально. Рассказываем и родителям, и детям об особенностях обучения в нашей гимназии, о новых технологиях и стандартах. И в целом все настроены на позитив!

Что касается готовности коллектива – с педагогическими кадрами в гимназии всё в норме, все вакансии закрыты. И с пониманием важности прививочной кампании проблем в коллективе не возникло. Кроме того, все коллеги прошли курсы повышения квалификации, где не только были получены профессиональные знания, но также и проработаны вопросы, как оказывать первую помощь детям в случае возникновения проблем со здоровьем.

Георгий Семенов, газета «Панорама Самарской области», 30 августа 2021 года