Как жители Ягодного Казанскую церковь единогласно закрывали

село Ягодное на старом фото
фото: соцсети

Предпоследнюю лекцию в этом году в рамках проекта «Город. Инструкция по применению» прочитал в краеведческом музее Аркадий Эстрин. В прошлом заместитель мэра и руководитель строительного департамента, Аркадий Петрович рассказывал уже о возведении Автозаводского района, иллюстрируя свою лекцию различными документами и постановлениями.

На сей раз Эстрин поразил даже бывалых краеведов количеством материалов, собранных им по истории Ягодного. Причем эти материалы систематизированы по отдельным папкам, представлено несколько карт, на которых село расположено на 35 озерах и старицах, ныне затопленных. А само Ягодное перенесено при создании Куйбышевского водохранилища.

Свой рассказ нынешний житель и летописец старинного села начал с перечисления источников информации, посетовал, что много недостоверной, тиражируемой доморощенными краеведами и турагентствами. Что удивительного, если даже в соцсетях пишут год основания села 1741-й?!

– Датой основания крепости Кунья Воложка, в дальнейшем Ставрополь, считается 1737 год, в июне которого императрица Анна Иоанновна вручила жалованную грамоту крещеной калмыцкой княжне Анне Тайшиной. Строительство же началось осенью 1738-го. Но одновременно с возведением крепости было принято решение о создании еще 11 поселений для крещеных калмыков, так что датой основания Ягодного следует считать также июнь 1737-го или август 1738-го, когда на его территорию прибыли первые кибитки…

Более точной датой рождения именно села можно считать постройку первого храма – деревянного, Воскресенского. Это 1743 год. В 1870-м храм укрепили, подведя каменный фундамент. А в начале двадцатого века был построен большой каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Архитектором стал Платон Шаманский, автор многих сооружений, и не только культовых, в Самаре. Разумеется, этих храмов сейчас нет. Первый сгорел, его решили не восстанавливать, а на деньги от страховки построили клуб. Который потом тоже сгорел, и на его месте поставили памятник Ленину. Которого сейчас нет, но вроде он у кого-то во дворе хранится…

Другой храм постановили закрыть в 30-е годы и переделать в зернохранилище. Интересно принимались решения, как рассказал Эстрин. В селе ведь проживали 5 тысяч человек, и собраться всем вместе негде было. Просто ходили по домам, собирали подписи. Думаю, отказаться мало кто решался, так что закрыли храм единогласно.

Но это в советские времена. А вот до революции… Аркадий Эстрин рассказал историю, как один селянин решил поменять веру, перешел в молокане. Епархия рекомендовала местному священничеству в течение полугода вернуть отступника в лоно традиционной церкви. Но, как не прессинговали, ничего от молоканина не добились и… просто отстали.

Зато за своих боролись рьяно. Так, в церковно-приходской школе молодая учительница пожаловалась на домогательство попа. Епархия провела расследование и, хоть полсела подтвердило правоту учительницы, факт домогательства не был признан, учительнице предписали компенсировать командировочные расходы проверяющих в сумме ее трехгодового оклада. Пришлось непримиримой жертве обратиться к светской власти – в полицию.

Большая часть рассказа была посвящена церквям и священникам, у одного из них интересная фамилия Терпигорьев, выразительная очень. Разбирался исследователь и с названием улицы Вознесенского. Современники считают, что она названа по фамилии партийного функционера, занимавшегося вопросами переноса села. Но Эстрин выяснил, что это фамилия учителя, к тому же, на этой улице расположена ягодинская школа.

Еще один интересный персонаж истории села – Алексей Долинин, возглавивший чапанное восстание. Известно, что после разгрома мятежа он с документами брата бежал на фронт и отважно сражался за красных. Почему его и не казнили.

После гражданской уехал из села, но после пожара, того самого, когда старая церковь сгорела, вернулся, чтобы потребовать компенсацию – видимо, жилье у него на родине оставалось. Вот тут ему всё и припомнили – и чапанку, и подделку паспортов. Он не только человеческие, но и лошадиные фабриковал. Впрочем, прожил он долго, скончался только в 50-е.

Для того, чтобы увлекательно рассказать предания старины довольно уже глубокой, нужно часами сидеть в архивах, разбирая бумаги, скучнейшим языком написанные, да еще и от руки, часто далеким от каллиграфии почерком. Кто к этому имел отношение, те поймут.

Ну, а лектора засыпали вопросами. Самый смешной из них касался викингов, проплывавших по Волге мимо села. Разумеется, отвечать Эстрин не стал: ну какие викинги?! Хотя, оказывается, еще до основания Ставрополя существовало село Русская Борковка. Слушатели заинтересовались этим фактом. Возможна еще одна тема для краеведческой лекции. Так как села эти – что Ягодное, что Борковка, что Подстепки – сегодня практически стали пригородами, многих интересовало, не войдут ли они в черту Тольятти.

Сегодняшнего дня села с населением 8 тысяч человек Аркадий Петрович тоже коснулся. Проблем немало, а многие стремятся сейчас за город, обосноваться на своей земле. Лучше узнать заранее о проблемах и перспективах. Аркадий Эстрин в сети ведет страничку, посвященную селу. Только на один вопрос он ответить не смог:

– Не нашел никакой информации.

Почему село называется Ягодным? Проще всего ответить, что там изобилие ягод, но это ведь не так. Загадка… Да, а церковь в селе новую построили. И назвали в честь самой первой – храм Воскресения Словущего.

Тамара Ушакова, газета «Вольный город Тольятти»