Как жители Тольятти попали на деньги или «Золотой парашют» для УК

радиатор тепла дома батарея

В нашем городе управляющие компании, пожалуй, можно разделить на два вида. Одни работают в интересах жителей. И потому судятся с ресурсниками за каждый выставленный сверх положенного рубль.

Другие, похоже, настроены против тех, кто нанял их обслуживать жилой фонд. И потому, идя на поводу ресурсных организаций, такие УК выставляют собственникам различные доначисления и не спешат передавать собранные деньги ресурсникам. Жители при этом тоже отличаются: большинство, стиснув зубы, плачут, но платят. Немногие же считают, что вправе не платить лишнего, и ищут справедливости в судах. Только вот и решения бывают разными. Первые, не особо утомляя себя сложными формулами коммунальных начислений и не вдаваясь в смысл доводов сторон, выносят решение по принципу – прав тот, у кого больше прав. Вторые действуют в соответствии с кодексом судебной этики и выносят решения по совести и справедливости.

Отчего подорожало тепло

Постоянно растущие тарифы на коммунальные услуги нам зачастую объясняют необходимостью повышения качества оказываемых услуг, надёжностью тепло- и водоснабжения. Но это слова. На деле квартплата растёт, а уровень обслуживания в лучшем случае остаётся прежним. Вот и жители многоквартирного дома № 18 на улице Жукова, объединенные в товарищество собственников недвижимости (ТСН), как-то вдруг почувствовали, что они слишком много платят за жилищно- коммунальные услуги. Хотя обслуживание, получаемое от «УК ЖКХ г. Тольятти», по их мнению, не выше слабенькой троечки.

Жители искали причины «высоких» цифр в платёжках и параллельно вели работу по подбору новой УК. В «великие и могучие» обращаться не стали, посчитав, что лучшее обслуживание представит им небольшая УК. Другим критерием отбора новой управляющей компании являлось отсутствие задолженности перед ресурсниками. Решено – сделано. Компания нашлась.

Далее пошли стандартные моменты по передаче дома от одной УК к другой. И вот тут-то выяснилось, что общедомовой прибор учёта (ОДПУ) тепловой энергии на доме отсутствует. 18 сентября 2018 года (накануне отопительного сезона) он был сдан в поверку, о чём должным образом уведомлен ресурсник – ПАО «Т Плюс». Однако в эксплуатацию прибор введён так и не был, а собственников об этом прежняя управляющая компания даже не проинформировала. Посему начисления за прошлый отопительный сезон производились не по факту потребления, а по нормативу.

Что такое норматив, объясним на примере этого дома: в октябре по прибору 190 Гкал, по нормативу 290 Гкал; в ноябре по прибору 220 Гкал, норматив – 290; декабрь – 220 по счётчику, по нормативу – 290, январь, февраль – 310, норматив – 290; март – 180, а норматив 290; апрель – 190 Гкал, а норматив всё тот же – 290 Гкал.

То есть каждый месяц (кроме двух зимних) плюсом 100 Гкал. А стоимость одной гигакалории – 1509,60 рублей. То есть выведенный из строя прибор учёта обходился жителям в дополнительные 150 тыс. рублей в месяц. И в этом есть одна из причин дорогой «коммуналки» и спора правления ТСН с ООО «УК ЖКХ г. Тольятти».

При этом нужно сказать, что собственники ещё в период обслуживания ООО «УК ЖКХ г. Тольятти» и на этапе перехода в новую компанию требовали от теплоснабжающей организации ПАО «Т Плюс» предоставления тепловых отчетов, но ресурсник делиться информацией не спешил. Вообще, как показывает практика, ПАО «Т Плюс» отчего-то с большой неохотой предоставляет эти самые тепловые отчеты собственникам в Тольятти. Чаще всего заполучить их удается лишь в процессе судебных разбирательств.

Дальнейшие обращения жителей в ПАО «Т Плюс» с целью введения в эксплуатацию прибора учёта свелись к тому, что на прибор нужно: разработать проект – это деньги раз, модернизировать узел учёта – это деньги два, заменить датчики – это деньги три, ну и так далее и тому подобное, общей стоимостью в 400 тыс. рублей из средств собственников

Попали на деньги

Нужно ли говорить, что вышеперечисленные события натолкнули правление ТСН Жукова, 18 на вывод о том, что ООО «УК ЖКХ г. Тольятти», имея возможность устранить неисправности и ввести в эксплуатацию прибор учёта в течение 30 дней, не сделала это сознательно? Что УК исполняла свои обязанности недобросовестно и ненадлежащим образом. Потому как узел коммерческого учёта был установлен на средства жителей и является общедомовым имуществом. Кроме того, его отсутствие послужило тому, что жители излишне уплатили за потребление тепловой энергии, расчёт которой производился не по фактическому потреблению, а по нормативу. А ещё нужно учесть ремонт и ввод в эксплуатацию прибора учёта!

Всё это навело правление ТСН на вполне себе здравую мысль, что с управляющей компании вполне можно требовать возврата излишне уплаченных средств. Вина-то УК. Но пока эта идея только витала в воздухе, ООО «УК ЖКХ г. Тольятти» опередило жителей и довыставило за тепло с января по март им дополнительно от 4 000 до 5 700 рублей с каждой квартиры! Или 734 395 рублей с дома.

Не станем описывать тот накал эмоций, который испытали жители. Скажем только, что их терпению пришёл конец. Правление ТСН направило в прокуратуру жалобу, где и указало всё то, о чем мы рассказывали выше.

С 1 апреля дом стала обслуживать новая управляющая организация, а старая – ООО «УК ЖКХ г. Тольятти» – продолжала рассылать квитанции на оплату корректировки. Жители пошумели-пошумели, да потихоньку и оплатили. Но самые принципиальные не сдавались.

Тем временем УК ЖКХ г. Тольятти определило для себя – стрясти корректировку с жителей через суд.

«Золотой парашют» для УК?

Прокурорская проверка в отношении УК ЖКХ г. Тольятти выяснила, что по итогам отопительного периода 2018 года управляющая компания не сделала перерасчет и не вернула жителям денег. ООО «УК ЖКХ г. Тольятти» выставила к оплате 2 407 344 рубля, тогда как ресурсоснабжающей организацией ПАО «Т Плюс» было поставлено теплоносителя на сумму 2 282 379 рублей. То есть разница излишне начисленных денежных средств собственникам составила 124 964 рубля. И это при том, что расчёт теплового ресурса производился по нормативу, а не по факту по причине выведенного из строя прибора учёта. Эти деньги жителям вернули. По решению прокуратуры.

Другими словами, если бы общедомовой счётчик тепла был в рабочем состоянии, то сумма за отопление в данном ТСН была бы ещё меньше. Вот потому-то жителям и невдомёк, почему при расставании с прежней УК та решила преподнести им (то есть себе) «прощальный подарок» в виде дополнительных начислений на сумму 734 395 тыс. рублей.

Не верь глазам своим

Как мы уже говорили, наиболее принципиальные жители не оплатили так называемую корректировку, а УК обратилась с иском в суд. И в рамках судебного разбирательства выяснилось множество интереснейших фактов! Так, ООО «УК ЖКХ г. Тольятти» на время обслуживания дома по Жукова, 18, длительное время использовала для собственных нужд здешние помещения. В одном размещалась бухгалтерия, в другом – обслуживающий персонал. Сотрудники компании пользовались душем, туалетом, комнатой прима пищи. А все коммунальные ресурсы, потребляемые УК, оплачивали жители. В суде этот вопрос был поднят, но юрист УК заявила, что в доме № 18 по Жукова их управляющая компания не находилась.

Вообще, с ООО «УК ЖКХ г. Тольятти» на протяжении всего периода обслуживания дома No18 постоянно происходили какие-то странности. Например, жильцы всегда считали, что их обслуживает одна УК, а на деле оказалось, что две. «Клон» отличался лишь незначительным названием: «УК ЖКХ г. Тольятти» и «УК ЖКХ Тольятти» – как говорится, найди отличия. Да и ИНН был другой. Зато именно наличие клона позволило юристу управляющей компании, утверждать, мол, УК ЖКХ г. Тольятти никогда не размещалась в помещениях на Жукова, 18. Ну и что же, что на обратной стороне платежек указано место дислокации управляющей компании: Жукова, 18. Дескать, данная информация напечатана по ошибке. «Ошибались в течение 2,5 лет?» – уточнила ответчик. «Да, так», – согласилась представитель истца.

Позиция УК в суде по выведенному из строя прибору учета тоже вызвала негодование жителей. «Ну и что, что сломан прибор, – поясняли коммунальщики. – Сломанный прибор не является признаком ненадлежащего исполнения наших услуг. (Несмотря на то, что обязанность УК – работать в интересах собственников, а также бережно относиться к общедомовому имуществу. – Прим. ред.) А плата по нормативу при выведенном из строя ОДПУ не является нарушением закона. Как и то, что прибор не был отремонтирован в срок…

Вот такие пироги. В итоге решение суда было вынесено в пользу управляющей компании, то есть жители, не оплатившие корректировку в размере 4-5,7 тыс. рублей, теперь обязаны это сделать по решению суда. Да еще и управляющая компания заявила требование об оплате судебных издержек – по 5 тысяч с каждого ответчика. Правда, при этом за ними остается право подать апелляцию. Что собственники жилых помещений в ТСН Жукова, 18 и не преминут сделать, как только получат на руки решение суда.

Что скрывают тепловые отчеты?

Говорят, что отрицательный результат – тоже результат. Так и здесь. От данной судебной тяжбы собственникам дома № 18 по Жукова есть определённая польза: в ходе разбирательства они наконец-то смогли получить тепловые отчеты от ПАО «Т Плюс». И заглянуть в них, и посчитать.

Так, собственники узнали, что и в 2017, и в 2018-м по каким-то причинам ПАО «Т Плюс» начислял плату за тепло большую, чем показывали приборы учета. Возможно, это был технический сбой, но управляющая компания ООО «ЖКХ г. Тольятти» обязана была сверить платежные документы с фактически потребленными ресурсами.

Правление ТСН обратилось с запросом по данным фактам в ПАО «Т Плюс». В письме указано: раз теплоснабжение дома на Жукова, 18 осуществляется по открытой системе, и при этом приборы учёта установлены раздельно и на системе отопления, и на системе горячего водоснабжения, это позволяет точно установить объемы потребления энергетического ресурса по теплу и горячей воде. Все приборы учета в доме на Жукова, 18 находились в исправном состоянии до июня 2018 года, о чём свидетельствуют акты периодической проверки узла учета. Следовательно, начисление за потребленную тепловую энергию в горячей воде должно осуществляться по зафиксированным счетчиками показаниям. Однако при анализе объёмов потребления и объемов, выставляемых к оплате ПАО «Т Плюс», за отопительный период «2017 год» установлено расхождение. Ресурсоснабжающая организация выставила ООО «УК ЖКХ г. Тольятти» больше тепловых ресурсов, чем было затрачено с февраля 2017-го по март 2018-го, на сумму 376 992,88 руб. А общая сумма ресурсов, предъявленная к оплате сверх зафиксированных показаний в 2017 году, составила 233 239,59 руб. Таким образом, собственники подсчитали, что в период отопительного периода каждый месяц ПАО «Т Плюс» искусственно удорожало свои услуги для ТСН на 30-40 тыс. рублей, выставляя к оплате больше на 20 Гкал теплоэнергии и на 200 кубометров теплоносителя, то есть горячей воды.

А еще при изучении документов, полученных в суде, были выявлены несколько комплектов документов ПАО «Т Плюс» с корректировкой в сторону снижения платы за тепловую энергию. По дому на Жукова, 18 это около 40 тысяч рублей. А по всем домам, что обслуживает УК «ЖКХ г. Тольятти», размер понижающей корректировки составил около трех миллионов рублей.

Правда, собственникам на Жукова, 18 никаких понижающих корректировок произведено не было. (Относительно других многоэтажек информация отсутствует. Зато доподлинно известно, что в городе существует множество домов, жители которых считают, что отопление и горячая вода им обходятся неоправданно дорого.)

В связи с открывшимися обстоятельствами правление ТСН Жукова, 18 просит директора филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» Александра Гришатова дать разъяснения: на каком основании произошло удорожание ресурса для конечного потребителя.

P.S. Продолжение следует.

Р.P.S. Если и ваш дом оказался в похожей ситуации, обращайтесь в редакцию «Тольяттинского Навигатора».

Глеб Орлов, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 35 (530) 1 ноября 2019 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

радиатор тепла дома батарея