Как занимались ребята, получившие по 100 баллов на ЕГЭ

выпускники гимназии
фото: Гимназия №39

Как сдать один из самых сложных экзаменов? Зубрить? Нанять репетиторов? Или достаточно просто любить… делать уроки?

Мы побеседовали с выпускниками и педагогами 39-й гимназии Комсомольского района Тольятти. Учебное заведение – поистине кузница отличников и медалистов. У Александры Янченко – 100 баллов сразу по трем дисциплинам: русский язык, литература, история. У ее одноклассника Павла Вельмезева – 100 баллов по истории.

Без репетиторов

Отличные результаты! Как занимались ребята, что учили?

– По истории и литературе прошла курсы в онлайн-школах. И у нас в гимназии хорошо готовили учителя. А главная мотивация – будущий переезд в Санкт-Петербург, планирую поступать в питерскую «вышку» по дизайну.

Экзамены прошли вообще без стресса. Если выбирать самое сложное задание, то это сочинение. Нужно было сопоставить песню Гриши Добросклонова из «Кому на Руси жить хорошо» с эпизодом из другого произведения, где также песня играет важную роль, – отметила Саша Янченко. – Чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, очень желательно полюбить предмет, который сдаешь. Сложно себя дисциплинировать и уделять время тому, что вызывает негативные эмоции.

Важен настрой: если прийти на экзамен неуверенным, несобранным – легко наделать глупых ошибок. При этом 90 от 100 баллов отличает не уровень знаний, а чистая удача, так что мне просто три раза повезло…

Поскромничала, конечно, трехсотбалльница. И считает свой успех обычным везением. Паша Вельмезев подошел к ЕГЭ со всей ответственностью и в течение года грамотно распределял время между подготовкой к нужным предметам: история, русский, английский. Главное – регулярность, без нее будет сложно. Сделал упор на трудный экзамен, английский, он был почти каждый день.

В день на подготовку у Павла уходило 3-4 часа, на другие предметы – чуть меньше. И все ради того, чтобы поступить в вуз мечты. В планах – МГУ имени Ломоносова, факультет мировых процессов, либо институт стран Африки и Азии. Считает, что это интересные направления, где можно получить очень хорошее образование и устроиться на интересную работу. А чтобы попасть на престижное место, надо учиться:

– Если мы говорим про русский и английский, то подготовка шла как в онлайн-школе, так и с репетитором. Признаюсь, что последнее не оправдало себя. Не думал, что онлайн-образование может быть намного лучше, чем репетитор. Именно поэтому я отказался от занятий по английскому, понимая их неэффективность и бессистемность. По истории готовился самостоятельно: читал много книг.

Экзамен, на удивление, оказался… среднего уровня. Не нашел каких-то особенных заданий, всё было решаемо. Если речь идет о самом сложном, скорее это вопрос из всемирной истории про Китай, но меня вытянула начитанность. После выхода из аудитории я уже понимал, что будет высокий балл, но старался не говорить, чтобы удача не отвернулась.

Самый главный совет будущим выпускникам: искренне любить свой предмет. Ошибочно думать, что стобалльники – это люди, которые днями и ночами зубрили задания…

Рекомендую выходить за рамки лекций, скриптов и больше читать. Поверьте: прочитанная книга и ваш авторский конспект к ней переплюнут любой шаблон в 100 раз. Достаточно прочитать 10-12 книг по истории.

При этом не стоит забывать о развитии общей гуманитарной эрудиции: знании географии, культуры, обществознания, экономики. Без этого у вас не получится сдать экзамен. Поэтому так важно покупать журналы об искусстве, посещать музеи, выставки, слушать подкасты, знать основные города и реки России, понимать строение общества и социально-экономические процессы.

Читайте книги!

Старшеклассников к единому экзамену готовили опытные и дипломированные педагоги. Они так же, как и дети, заточены на высший результат. После беседы с ними поняла: учителя очень любят свою работу. Видимо, ребята это чувствуют, подтягиваются, заряжаются энтузиазмом, поэтому готовятся на совесть. Преподаватели советуют: читайте, вдумывайтесь, решайте пробники по ЕГЭ.

Учитель русского языка и литературы Ирина Азарова готовит гимназистов к ЕГЭ каждый год. Однажды у нее было сразу пять стобалльников. Саша Янченко –18-я стобалльница.

– Ирина Анатольевна, сколько необходимо прочитать произведений по литературе, чтобы получить высший балл?

– Очень много. Весь 19 и 20 века, с 8-го класса читать всё и даже больше. Не просто знать содержание, а уметь находить главное, понимать тему. Мы с ребятами написали бесконечное количество сочинений, пока тренировались. Вчитывались, вдумывались, разбирали тексты. По литературе огромный список произведений, содержание которых необходимо знать досконально. Как и то, как правильно написать сочинение для ЕГЭ.

Баллы по литературе выставляются очень строго. Если ребенок допустил одну-единственную ошибку, ему не 99 баллов присуждают, а сразу… 92.

– Почему так происходит?

– Система оценивания. Стоит отметить, что в этом году она более строгая, чем в предыдущем.

– Очень спорное мнение по поводу ЕГЭ. Одни говорят, что из-за одной ошибки закрываются многие двери в вузы для школьников, у которых нет возможности платить за образование. Другие утверждают противоположное: здорово, что появилось ЕГЭ. Это то, что надо для умных, целеустремленных детей. Получил 100 баллов – тебя ждут крупные вузы страны.

– Я не противник ЕГЭ, не вижу в нем ничего страшного. Скажу вам больше: темы, которые предлагают для сочинений на экзамене, воспитывают… нравственность. Подбираются серьезные направления: о любви к Родине, взаимоотношениях в семье, о жизненном выборе. И мы с детьми об этом говорим, пишем, рассуждаем.

Ко всему можно подготовиться, если поставить цель и немного постараться.

Увлекательная история

Учитель истории, эксперт по ЕГЭ Самарской области Юлия Гудкова рассказала нам, каково это – работать с будущими стобалльниками:

– Подготовка к экзамену все-таки требует длительного времени. Это не один год, допустим, Александру я обучала с 6-го класса. И уже в старшей школе она была замотивирована к углубленному изучению предмета.

В 10-м с ребятами стали выходить на олимпиады и даже дошли до регионального уровня. Павел Вельмезев – победитель, у него первое место, у Александры Янченко – призовое. Это замечательные результаты, и подготовка к ЕГЭ вышла уже на уровень… отработки. Учились правильно оформлять задания, выдвигать тезисы. Историю необходимо знать углубленно, с древнейших времен по 21 век.

– С какими сложностями может столкнуться ученик при сдаче ЕГЭ по истории? Ведь это же не только пересказ параграфов?

– Самые сложные вопросы – во второй части экзамена. Нужно обладать аналитическим складом ума. Есть там задание на распознавание исторического источника: назвать не просто период издания, а уточнить – вместе с ним какой еще был издан документ?

К примеру, доказать сходство в политике Ивана Грозного и Алексея Тишайшего. При этом сначала выдвинуть тезис, в чем было сходство, а затем привести фактический аргумент. Общей фразы, что они оба были молодцы, недостаточно. Лучше проиллюстрировать примером: Иван Грозный успешно вел внешнюю политику на восточном направлении, присоединив Казанское и Астраханское ханства. При Тишайшем были возвращены смоленские земли и присоединена левобережная Украина.

– Юлия Олеговна, какие у вас пожелания и рекомендации будущим одиннадцатиклассникам?

– К ЕГЭ готовиться ежедневно под четким руководством наставника, куратора-педагога. На экзамене самое главное – собраться, не паниковать, быть уверенным.

История – это огромный пласт материалов, теорий, дат, личностей, персоналий. Придется прокачивать память, а надеяться на то, что где-то подсмотрю или спишу – не получится.

Да, подготовка серьезная, но когда вы открываете дверь в историю, обогащаете себя знаниями – к вам приходит осмысление того, как развивается наше государство…

Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»