Был прекрасный вечер поздней осени, когда я возвращалась домой после плодотворного дня и предвкушала долгожданный отдых за приятным занятием – рисованием картины по номерам. С некоторых пор полюбила это незамысловатое творчество, и мои домашние, поначалу настроенные скептически, стали даже меня похваливать, заявляя, что получается довольно неплохо. И пару готовых работ муж с удовольствием поместил на одной из стен спальни над кроватью.
В таком мечтательном настроении я подошла вплотную к лестнице, ведущей в подъезд. Надо сказать, совершенно неказистой: широкие ступени перемежаются с узкими, высокие – с низкими, поэтому приходится всегда быть начеку и идти очень осторожно. И начала движение вверх.
Вдруг дверь в подъезд распахнулась, вышла соседка и, увидев меня, кивнула головой. В ответном приветствии от лестницы пришлось отвлечься, и я оступилась. Нога, зацепившись за металлическую рейку на краю ступеньки, потеряла опору.
В этот момент я с ужасом осознала, что резко и безудержно падаю вниз. Как смогла, сгруппировалась на удобную сторону и рухнула всем телом на каменные ступени. Правая рука оказалась подо мной.
– Это катастрофа, – с отчаянием пронеслось в голове.
Резкую боль при падении, отозвавшуюся справа в руке и ноге, затмило понимание, что встать-то я не могу… Через несколько секунд меня кто-то поднял и усадил на скамейку, вокруг стали собираться люди, предлагая свою помощь и вызвать скорую.
На мое счастье, дома уже ждал только что возвратившийся из поездки муж. Я левой рукой набрала его номер телефона, он почти сразу же вышел, и мы отправились в травмпункт. По дороге пальцы начали отекать, хотя и шевелились, пониже запястья стала нарастать шишка.
– Точно перелом, – думалось мне.
Медучреждение было наполнено больными: пожилые и молодые, со шрамами и повязками, на костылях и с клюшками, даже мужчина на каталке с загипсованными рукой и ногой… Муж быстро раздобыл коляску, усадил меня, потому что ни стоять, ни ходить я почти не могла, и стали ждать приема врача.
Рентгеновские снимки подтвердили мою догадку: перелом правой лучезапястной кости со смещением. Бывалый травматолог опытной рукой вправил сместившиеся косточки, мне наложили гипс и, сделав все необходимые назначения и выдав рекомендации, отпустили домой.
Надо сказать, в первые недели моего выздоровления меня больше беспокоила даже не сломанная рука, а правая нога, потому что сильно болело место ушиба, наступать и ходить было почти невозможно, резко отзывалось в пояснице и бедре. И чтобы хоть как-то добраться до ванной комнаты в квартире, приходилось «танцевать», перенося собственный вес с пяток на носки.
При повторном рентгене в травмпункте никаких иных переломов, к счастью, не подтвердилось. Пришлось набраться терпения и доверить организму постепенно приводить себя в прежнее состояние с помощью компрессов, кремов и мазей (а также усиленного питания и витаминов). Спать приходилось всё время на спине, устраивая руку в гипсе, напоминающую гуся с вытянутой шеей (по выражению моего внука), между скрученным одеялом и спинкой дивана.
А еще спустя несколько дней после падения меня вдруг начала одолевать зубная боль всё с той же правой стороны. Я и раньше знала, что один из зубов требует удаления, хотя он как-то особо не беспокоил, и конечно, не спешила в стоматологический кабинет. Но тут пришлось регулярно «уговаривать» его анальгином, ведь я не могла представить, как, с загипсованной рукой и еле двигаясь, еще стану забираться в кресло зубного врача…
Гипс мне сняли через пять недель, выдав направление на восстановление после травмы в реабилитационный центр. К тому времени я уже потихоньку научилась обходиться без маминой клюшки, хотя движения напоминали походку космонавта после приземления. Особенно нелегко приходилось на улице, и когда совершила свой первый самостоятельный поход в ближайший магазин за хлебом, моему счастью не было предела.
Кстати, за время, когда приходилось в основном лежать на диване, в голове рождались вопросы: а можно ли было избежать падения? Повлиял ли тот факт, что ступени нашей лестницы – разного размера? Несет ли кто-то ответственность за это, например, управляющая компания? И что будет зимой, когда поверхность обледенеет и станет совсем скользко?
Ведь до сих пор, с того дня, как я начала выходить из дома самостоятельно, у меня всё еще возникает страх перед этой лестницей, перед спуском и подъемом. Приходится держаться за перила, которые тоже теперь, увы, обледенели…
Сейчас моя рука медленно и постепенно восстанавливается: процедуры, массаж и лечебная физкультура положили начало процессу. Рекомендовано ежедневно делать теплые ванночки с морской солью и посильную домашнюю работу, стирать в тазике с теплой водой мелкие вещи, сжимать в руке резиновое кольцо, а также не забывать о физических упражнениях.
Да и как о них забудешь, если это правая рука? Впереди праздники, и так хочется самой приготовить любимые новогодние и рождественские блюда! А еще ждет своего часа незаконченная картина…
Елена Старостина, «Вольный город Тольятти»