Ровно 55 лет назад, 19 апреля 1970 года, на Волжском автозаводе в Тольятти сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. Это событие стало началом новой эпохи в истории отечественного автопрома. Но почему для строительства гигантского предприятия выбрали именно этот город, и как «копейка» превратилась в самую народную машину СССР?
В 1960-х годах Советскому Союзу срочно требовался современный автомобиль для массового потребителя. Существующие заводы выпускали лишь 200 тысяч машин в год — катастрофически мало для огромной страны. После долгих поисков выбор пал на итальянский Fiat 124, который считался лучшим европейским автомобилем того времени.
Среди множества городов-претендентов правительство остановилось на Тольятти. Решающими стали выгодное географическое положение, близость Волги для транспортировки оборудования и наличие мощной строительной организации — «Куйбышевгидростроя». Немалую роль сыграло и название города, которое всего за несколько лет до этого сменили в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
Прежде чем запустить производство, советские инженеры внесли в конструкцию Fiat более 800 изменений. Машину пришлось адаптировать к суровым климатическим условиям и плохим дорогам. Усилили подвеску, изменили конструкцию кузова, доработали двигатель. В результате получился совершенно новый автомобиль, который лишь отдаленно напоминал своего итальянского «предка».
Первые шесть «единичек» (так сначала называли ВАЗ-2101) собрали ночью, в третью смену. Как вспоминали участники тех событий, это был настоящий подвиг — детали приходилось подгонять буквально на ходу. Уже в августе 1970 года запустили главный конвейер, а к 1974 году завод вышел на проектную мощность — 660 тысяч автомобилей в год.
Интересно, что изначально марка получила название «Жигули» — в честь живописных гор в Самарской области. Однако при экспорте возникла проблема: на иностранных языках это слово звучало как «жиголо». Так появилось имя «Лада», которое со временем полностью вытеснило прежние варианты.
Несмотря на статус народного автомобиля, «копейка» (это прозвище появилось лишь в конце 1980-х) была по карману далеко не каждому. Цена в 5 500 рублей при средней зарплате 120 рублей означала, что на машину нужно было копить несколько лет. В пересчете на современные деньги это около 4 миллионов рублей!
Технические характеристики ВАЗ-2101 сегодня вызывают улыбку: 64-сильный двигатель, разгон до 100 км/ч за 22 секунды, максимальная скорость 140 км/ч. Но в те годы это была настоящая революция. Всего за время производства выпустили более 4,8 миллиона экземпляров, а на базе «копейки» создали целое семейство «классических» моделей.
Сегодня, спустя 55 лет, около 150 тысяч ВАЗ-2101 все еще числятся на учете в России. Многие из них стали предметом гордости коллекционеров. Как признается 32-летний Алексей Назаров, владелец восстановленной «копейки», этот автомобиль дарит совершенно особые ощущения — он простой, надежный и по-своему прекрасный.
Легендарная «копейка» не просто стала символом эпохи — она изменила жизнь миллионов советских людей, дав им возможность осуществить мечту о собственном автомобиле. И даже сегодня, спустя десятилетия после окончания производства, эта машина продолжает вызывать теплые чувства у нескольких поколений автолюбителей.