Как справиться со стрессами во время учебы

    Песенка о том, что «от сессии до сессии живут студенты весело», похоже, безнадежно устарела

    О том, как принять на себя студенческую «шинель» и справиться со стрессами во время учебы в вузе, наш разговор с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры «Теоретическая и прикладная психология» Тольяттинского госуниверситета Валерией Пантелеевой.

    Вольница

    — Не будешь ходить в людные места во время эпидемии гриппа, не поймаешь инфекцию. Не пройдешь сессию, не поймаешь стресс?

    — Ну, конечно, сессия — это всегда оценка, а любая оценка — это стресс. Он может быть меньшим или большим. Я помню, для меня самой стрессовой была первая сессия. Потому что я просто не знала требований университета и не могла оценить своих способностей уже не на фоне школьников, а на фоне студентов, таких же, как я. Тут еще надо сказать, что стрессом может стать не только сессия, но и вообще само обучение в высшем учебном заведении.

    — Как же так, Валерия? Поступил в университет, и вроде бы счастье привалило?

    — Первый — адаптационный — период традиционно рассматривается как время, которое может стать стрессом. И одной из причин тут является сама сложившаяся система образования.

    — Слишком резкая вилка между классом и курсом?

    — Да, школьная и вузовская системы различаются. И скорее нужно говорить о неготовности школьника к тому, что вуз — это совсем другое существование. Иной стиль жизнедеятельности. В школе твой день был полностью расписан, и все было очень регламентировано. В вузе все окажется иначе.

    Современная система обучения в вузе построена по принципу 30 на 70. То есть тридцать процентов аудиторной работы, семьдесят — самостоятельной. Может оказаться, что учебные пары будут даже не каждый день. Появляются свободные дни. И если вчерашний школьник привык, что его загружали извне, то он первое время просто не знает, что с новой полной свободой делать. У него создается впечатление, что учеба в вузе — полная вольница. Он может гулять в «Парк Хаусе», ходить в кино.

    Кризис

    — Новая свобода пока воспринимается как посыл к чему-то точно хорошему. Как минимум эмоционально. Но потом…

    — А потом наступает сессия.

    — И с ней стрессы? Валерия, давайте тогда разберемся, что такое стресс вообще и стресс на фоне вузовской жизни?

    — А я бы вообще ушла от понимания стресса и рассматривала бы весь студенческий период как кризисный.

    — Интересно. Сколько же у нас есть всяких признанных кризисов: кризис седьмого года брака, кризис среднего возраста, кризис…

    — Что такое кризис? Когда человек себя плохо чувствует, когда у него жизненная перспектива четко не обозначена, когда впереди непонятно что. Он не знает, куда ему идти и как туда идти. Если человек знает, куда ему идти, он, как правило, испытывает положительный стресс.

    — Положительный стресс — все равно стресс? Есть моменты, которые тоже вредят здоровью, усложняют состояние человека?

    — В любом случае, гормональные изменения при этом в некоторой степени сходны. Но если негативные стрессы отравляют «продуктами распада», то этот стресс мобилизует и даже вдохновляет.

    Не отвлечься на переживания

    — Сам по себе студенческий период — переходный. В психологии профессионального самоопределения есть такое понятие, как ведущая деятельность. Это то, что обеспечивает и проявляет развитие личности. Ведущая деятельность школьника — учебная, во взрослой жизни — профессиональная. В студенчестве учебно-профессиональная. И везде при этом будет разная мотивация, разная система ценностей, разные настройки.
    В студенческой период возможны два вида кризиса. Первый — в период адаптации, когда человек пришел изучать какую-то профессию. Он думает: «Сейчас я буду лечить людей или, допустим, синтезировать интересные химические соединения». А вместо этого ему начинают давать теорию, в которой все научные понятия абстрактны. Эти первые дисциплины, как правило, не имеют прямого отношения к выбранной специальности. И человеку становится сомнительно, туда ли он попал. Он задается важными вопросами: когда же будет интересно, когда я буду профессионалом.

    — Как быть?

    — Вот это сложное состояние можно преодолеть, если студент включается в научную работу с младших курсов. Работает в какой-то исследовательской группе, ведет научное исследование реферативного типа или пишет курсовую работу по профилю. Не для того, чтобы просто отписаться, а чтобы действительно изучить тот вопрос, которому он хотел бы себя посвятить в будущем.

    — То есть так он отчасти приближает себя к мечте, которая привела его в вуз?

    — Да. И тут как раз, если он находит себе научного руководителя и начинает с ним работать в интересующей его сфере, у него разрешается этот кризис. Главный момент на начальных курсах — «не улететь». Не отвлечься на переживания, не потерять интерес к учебе.

    К работе

    — А кризис номер два?

    — Второй кризисный период — у выпускников. Им нужно переходить на следующий вид деятельности. Надо искать работу, начинать работать. А они боятся этого, испытывают неопределенность, могут быть не готовы к этому. Если они писали курсовые лишь бы сдать, у них и связей никаких нет. Потому что во время той работы ты выходишь на реальные предприятия, на реальных людей. Возникают связи, устанавливаются отношения, ты как-то себя показываешь. А если ты этого не делал, то получается, что ты в шоке, потому что ты вновь не знаешь, что делать. И тогда ты можешь подумать: «Да ладно, я еще в магистратуре останусь, продлю свое детство».

    Человек со старших классов школы должен видеть свою жизненную перспективу и понимать, что ему для этого нужно. Готового специалиста нигде, ни в одной стране мира не выпускают. Ни в Японии, ни в Америке. В Японии, например, учатся для того, чтобы наладить профессиональные связи, а потом с этими связями карьеру сделать. Это даже одна из их традиций.

    Пожизненно учиться

    — Выпускник вуза выходит на рынок труда вначале как разведчик?

    — По крайней мере, еще студентом он должен зайти на какой-нибудь работный сайт и там зарегистрироваться. И посмотреть, какие есть вакансии, которые хорошо оплачиваются, и чем они отличаются от тех вакансий, которые обещают мало. Там будут перечислены компетенции, которыми нужно овладеть во время учебы в институте. А если эти компетенции не дадут в разжеванном виде, нужно прийти к ним самостоятельно. Рынок труда — и это мировая тенденция — сейчас очень неустойчивый, и профессии устаревают очень быстро, и спрос на них меняется. Пожизненный наем есть только в Японии. Но не факт, что пожизненный наем на работу — это хорошо. Потому что, по слухам, министр труда Японии умер от… переутомления на рабочем месте.

    — Как же мы от Японии далеки…

    — В наше время в любой стране не один раз выбирают профессию. Надо быть готовыми к тому, что придется пожизненно учиться и перепрофилироваться.

    Социальный приют?

    — Валерия, получается, что между кризисом начала студенческой жизни и кризисом финала в вузе очень уж маленькая прослойка. Студент должен быть счастлив хотя бы на третьем курсе?

    — Да, когда он наконец понял: ура, так вот оно — то самое, за чем я сюда пришел!

    — В этом смысле среда играет роль? Например, как ему повезло или не повезло с группой?

    — Да. Бывают группы сильные, а бывают болотистые. Ну никакие. Придешь туда, и работать трудно. Не раскачаешь, ничего им не нужно. Что греха таить, сейчас нередко начальная ступень высшего образования — это, грубо говоря, — социальный приют.

    — Вот как?

    — Бывает, что дети закончили школу, работать их пока не возьмут, им рано, они просто ходят в институт, как ходили в школу, и отсиживают там пары. Косички заплетают, в телефончиках сидят. Зато если группа сильная и в ней люди ориентированы на профессию, там точно есть драйв. Там преподаватель заряжается от студентов, а студенты — от преподавателя. Они интересуются, привносят новое.

    Пилюля от стресса

    — Валерия, так есть лекарство от кризиса?

    — Самоопределение — вот главное лекарство. Если человек знает, что хочет, то он это преодолеет. Да, есть сложности с каким- то предметом, не строятся отношения с преподавателем. Но человек, который знает, зачем он пришел в вуз, воспринимает это не как проблему, а как задачу. Есть такая формула — « я это делаю для того, чтобы». Чтобы приблизиться к своей мечте. Чтобы стать тем, кем я хочу.

    Человек со старших классов школы должен видеть свою жизненную перспективу и понимать, что ему для этого нужно.

    Что такое кризис? Когда человек себя плохо чувствует, когда у него жизненная перспектива четко не обозначена, когда впереди непонятно что. Он не знает, куда ему идти и как туда идти. Если человек знает, куда ему идти, он, как правило, испытывает положительный стресс.

    доцент кафедры Теоретическая и прикладная психология Тольяттинского госуниверситета

    фото: «Площадь Свободы»

    Наталья Харитонова, газета «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru