Как скоро художник погибнет в Тольятти

посетители выставки в тольятти

Когда в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея задумали новую выставку городской фотографии «Свет и тень», молодая команда музейщиков признавалась себе, что фотозадачку на такую непростую тему придется решать и им самим. В том числе. И не только как инициаторам проекта, а с помощью камер и объективов, как и всем остальным ее участникам.

Неожиданность Бокаревой

И уж если в теме было заявлено, что точка отправления – это Тольятти, придется побродить по его улицам. Поискать за его фасадами, понаблюдать за ним в любую погоду. Обозначить, опознать, полюбить или возненавидеть серое или нецветное. Так и вышло. Сотрудники ОСИ ТХМ показали на выставке свои выстраданные фотооткрытия. Например, руководитель ОСИ Анна Бокарева неожиданно для себя самой отыскала заряженное глубоким смыслом граффити на фонтане: «А человек – город». Не Питер.

Фотограф Александр Яковлев признался, что его питерские знакомые удивлялись: как, живя в Тольятти, что-то можно снимать. Они всерьез переживали, что если поместить в Тольятти отдельно взятого питерского художника, тот сразу погибнет. По крайней мере, как художник. Яковлев послушал-послушал, а потом разуверил их своим творческим подходом к теме: серия его фотографий из Тольятти как раз и открывает первое пространство музея.

– Я помню, какой был уровень фотографий на первых фотовыставках музея, – сказал он на открытии выставки. – Сейчас я рад, что он так вырос. По этим работам видно, что потенциал тольяттинских художников постоянно растет. Меня поразили многие авторы этих работ, и я очень хочу познакомиться с ними поближе.

Не центр

Как сказала директор Тольяттинского художественного музея Марина Баранова, этот проект будет существовать, потому что художники и фотомастера его поддерживают. Общее впечатление от выставки остается хорошим, хочется еще раз к ней вернуться.

Оказалось, что Марине, как и мне, очень понравилась пара фотографий двух знаковых для Наташи Соон мест, которые в жизни географически смотрят друг на друга. На одной – то самое окно, в которое она в свои девятнадцать смотрела на своего юного супруга, когда тот возвращался домой. На другой – крыльцо, с которого он и шел к ней тогда. Теплые снимки-воспоминания. Самарчанка Дарья Фар снимает окраины, типовые застройки старой Самары и уже не впервые показывает их в отделе современного искусства. Она уверена, что центр – это красивая картинка, а вся жизнь – на периферии.

Очень часто ребята признавались, что к кадру их привел импульс, случай, настроение. Фотограф Юлия Шурыгина рассказывала, как пошла гулять, проверяя возможности своей фотокамеры, и проверила: снимок на выставке. Оцените случай, как говорится.

Не профессия

Одна из самых интересных социальных работ на этом вернисаже – «Андеграунд» от Михаила Крюкова. Его подземный переход полон вопросов и движения. Фотография, как признается он сам, совсем не профессия Михаила, а хобби. Но снимает он очень много и достаточно часто. В основном жанровое фото или социальный репортаж. Он обожает подсматривать за городом тогда, когда его мало кто видит: в дождь, в туман, в ночь. Я бы доверилась взгляду и фотокамере Михаила, чтобы составить впечатление о каком-нибудь молчаливом туманном утре. Снимки наверняка сказали бы не сказанные городом слова.

Не хобби

А вот для журналиста и художника Елены Кочевой фотография – это как раз не хобби. Она много и тонко говорит о мире и людях своими снимками, и на этот раз на выставке – четыре ее кадра, четыре взгляда на испанские города. Меня особенно привлек один из них. На нем простой, но какой-то невероятно вневременной, атмосферный и притягательный Французский вокзал. Я смотрела на него и ловила себя на ощущении, что хотя и вижу на нем современных, идущих с платформы людей, я вполне могу отнести этот снимок к шестидесятым, восьмидесятым годам или даже к девятнадцатому веку. Оказывается, у вокзалов есть душа, которая умеет связывать не только расстояния, но и времена.

Марта Тонова, «Площадь СВОБОДЫ»