Как правильно подготовить школьника к экзаменам

Виолетта Бочкова
фото: "Площадь Свободы"

Во время экзамена беспокойство и волнение могут стать большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета.

Придя на Новый год к друзьям, я увидела, что традиционная елка вместо звезды украшена портретом некой женщины. Оказалось, это хозяйская дочка-одиннадцатиклассница разместила на макушке дерева портрет своей учительницы по математике. Объяснила просто: Ксения Викторовна для меня — символ успешной сдачи ГИА и поступления в престижный столичный вуз. Я, признаюсь, чуть под елочку не рухнула после такого признания. Понятно, что государственная итоговая аттестация после 9/11 класса (ГИА) — серьезное испытание, но нельзя же о нем думать круглосуточно, в том числе в праздник и на каникулах?

С этим и другими вопросами я обратилась к специалистам Регионального социопсихологического центра министерства образования и науки Самарской области. Одним из направлений деятельности центра является психологическое сопровождение школ Самарской области, и именно специалисты данного центра работают фактически во всех школах Тольятти. Как грамотно подготовить школьника к экзаменационной страде рассказала начальник отдела психологического сопровождения Виолетта Бочкова.

— Виолетта Владимировна, насколько стрессовой является экзаменационная ситуация для подростка?

— Ребенок сам по себе не испытывает сильного волнения и беспокойства по поводу предстоящего экзамена (исключение составляют дети, получившие сильный негативный опыт в прошлом). Данная проблема в большей степени касается нас с вами, взрослых: родителей и учителей. Именно мы с вами придаем такое большое значение экзаменам, особенно переводным, выпускным, вступительным, и своей нервозностью «заражаем» ребенка. Это с одной стороны.

С другой стороны, следует отметить, что слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». А любое испытание предполагает наличие у человека некоего небольшого волнения, тревоги. И это нормально. Однако сильная тревога, наоборот, мешает ученику сконцентрироваться на материале во время экзамена. Чтобы снять это волнение, используются определенные приемы: например, можно глубоко вдохнуть-выдохнуть, досчитать до 10 или, закрыв глаза на несколько секунд, представить комфортную для себя картину, можно, наконец, сильно сжать кулачки. У каждого эти приемы индивидуальны. Самое главное — ребенок должен уметь принимать свою тревогу и управлять ею. В рамках тренингов школьные психологи всему этому обучают. Хочу подчеркнуть, что психологическое сопровождение — это не одноразовое мероприятие, а целая комплексная система, цикл встреч с родителями, педагогами, самими детьми. В основе деятельности психолога лежит личность конкретного человека (в нашем случае — выпускника). Ведь вы согласитесь, что каждый человек неповторим и уникален. И именно эти его уникальные способности и возможности необходимо учитывать при построении системы психологического сопровождения к ГИА.

— То есть для ученика на экзамене важны не только знания, но и самообладание?

— Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Хорошее знание материала, несомненно, необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Чрезмерные беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это серьезная вещь, которую при всем желании невозможно быстренько сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у школьников уверенности в себе заранее проводятся специальные психологические тренинги и программы, консультации для них и для родителей.

— Как психологически родители должны готовить своих детей к экзаменам?

— Сразу хочу вас немного поправить: родители психологически готовить детей не могут и не должны, они могут (и это в их силах!) психологически поддерживать и принимать своих детей. В чем же, на наш взгляд, заключается эта поддержка?

В первую очередь в том, что мы должны обязательно сказать нашим детям о том, что мы их принимаем, любим и всегда примем, будем любить вне зависимости от того, как именно они пройдут данную экзаменационную процедуру. Естественно, мы переживаем и беспокоимся, но если вдруг результаты окажутся не такими, как мы все ожидали, то это не будет означать, что мы их будем меньше любить, отвернемся от них. Это всего лишь очередное испытание, но их на жизненном пути человека встречается великое множество. Ни в коей мере не умаляю важности и значимости ГИА. Да, это важное испытание, да, к нему надо готовиться. Как именно, спросите вы? Узнайте, что именно тревожит вашего ребенка. Поговорите с ним об этом в приватной беседе.

— А что делать, если ребенок отказывается говорить?

— В первую очередь — не давить и не настаивать. Предложите побеседовать в течение ближайшей недели (обязательно ставьте сроки, обозначайте рамки). Морально подготовьтесь к этой беседе. Для вас важно найти путь к своему ребенку и поговорить с ним как со взрослым, на равных. Может, вы приготовите что-то вкусненькое для своего чада или просто прогуляетесь вместе и поговорите о важном. Обязательно спросите о том, чем вы можете ему помочь (и не удивляйтесь, если ребенок вам ответит «не мотай мне нервы»). Вы можете приобнять своего ребенка и сказать ему о том, что, что бы ни случилось, каков бы ни был результат, вы все равно любите и принимаете своего ребенка, что он всегда может рассчитывать на вас и вашу поддержку. Очень важно, чтобы ваш ребенок понимал и чувствовал, что его принимают и любят.

— Как не допустить развития неврозов и в то же время мотивировать детей на получение максимального количества баллов?

— Хотелось бы начать с ответа на вторую часть вопроса: как мотивировать ребенка на получение максимального балла? А стоит ли всех детей, и конкретно вашего ребенка, мотивировать на это? Кому это надо: вам (для статуса) или вашему ребенку (для счастья и здоровья в будущем)? В последнее время мы отовсюду слышим, что инсульты и инфаркты резко помолодели, что у нашей молодежи появились серьезные хронические заболевания, что стало много разводов, психических нарушений, срывов, стрессов, депрессий и насилия. Все это является результатом глобальной внутренней неудовлетворенности людей (в том числе и своим положением в обществе, своей работой). Если человек не получает удовлетворения от того, чем он занимается, если у него нет возможности для развития и самореализации, то он испытывает постоянное напряжение, которое переходит в болезни тела, в психосоматику. Это переносится на отношения с окружающими, страдает уже не только сам человек, но и близкие ему люди. Распадаются семьи. Подумайте лучше об этом: вы этого желаете своему любимому сыну или дочери? Не уверена. Действительно ли надо вашему ребенку выбирать именно эти предметы, идти именно в этот вуз на эту специальность? Он готов к этому? У него есть интерес, способности? Или все же этого в большей степени хотите вы, так как понимаете, что это статусно, или так принято в вашем роду или что-то еще. Понимаю, что вы (родители) действуете из лучших побуждений, из любви к своему ребенку. Но действительно ли вы знаете, что это именно то, что надо ему и принесет ему счастье в будущем? Может случиться так, что в лучшем случае вы просто потеряете время: ваш ребенок получит образование для вас, а потом пойдет туда, куда его душа просится. Ведь наверняка вы слышали реплики наподобие: «Первое образование получил для родителей, теперь учусь для себя». Задумайтесь об этом. Вспомните себя.

— И последний вопрос: как правильно побеседовать с ребенком после неудачной сдачи экзамена?

— Всегда существует некоторый процент детей, не справившихся с ГИА. Кроме того, ребенок может не набрать баллов, достаточных для поступления в тот вуз, в который он хотел поступить. На этот случай семья должна иметь запасной вариант действий, который заранее обсуждается с ребенком. Например, он может пойти на другой факультет, найти временную работу, готовиться к пересдаче на следующий год, пойти учиться не в высшее учебное заведение, а в среднее специальное, пойти в армию. Ребенок должен знать, что с ним будет, если он не сдаст экзамен или сдаст недостаточно хорошо. Неудача на экзамене не должна стать жизненной катастрофой, потрясением, с которым он и вы не сможете справиться. Выход есть всегда — это главное, что вы должны знать и помнить.

Ваши отношения должны быть достаточно теплыми и доверительными, чтобы в случае неудачи ребенок пришел именно к вам за поддержкой и пониманием. Помните о том, что вы — мощный психологический ресурс для своего ребенка.

Виолетта Бочкова
фото: «Площадь Свободы»

Ольга Пимантьева, газета «Площадь Свободы»