Тольяттинка Анастасия Карпунина стала министром молодежного правительства Самарской губернии против «чемоданных» настроений у молодежи.
В свои юные годы студентка из Тольятти Анастасия Карпунина добилась многого. Помимо успехов в учебе она входит в молодежное правительство Самарской области, вовсю давая советы «взрослому» правительству, к примеру, по развитию кластеров на территории региона. Также входит в состав общественного молодежного совета при минэкономразвития Самарской области. Настя прошла в правительство явно не по блату: в жизни это обыкновенная скромная девушка, передвигающаяся по городу на общественном транспорте. Возможно, жизнь «на одной волне» с подавляющим большинством граждан помогает Насте находить и реализовывать свежие идеи. Девушка участвует в интересных студенческих проектах, например, «Профлайнер» — по профориентации школьников. Во время исследования удалось выяснить, что 98% школьников не хотят уезжать из Тольятти и области, предпочитая строить жизнь по старой народной мудрости: где родился, там и пригодился.
Об этом и многом другом мы беседуем с нашей гостьей.
— Настя, вы учитесь в тольяттинском филиале Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Вы прямо с детства мечтали стать руководителем?
— Я училась в школе № 62. По высшему образованию у меня было два предпочтения — юридический факультет либо государственная и муниципальная служба. В обоих случаях я планировала ехать в Самару, где есть соответствующие сильные школы. Как вариант собиралась даже в Саратов, в Поволжскую академию госслужбы, которой начла бредить начиная с девятого класса, твердо решив: я хочу помогать людям. Практически случайно в Тольятти мама увидела объявление о приеме в РАНХиГС — так я осталась в родном городе.
— Как вы оказались в молодежном правительстве и чем вы там занимаетесь?
— В молодежном правительстве я с 2013 года. Вначале была там в качестве помощника, когда появился молодежный совет при министерстве экономразвития под председательством министра Александра Кобенко. Совет существует уже два года, и все это время мы с ребятами вносили коррективы в структуру правительства, помогали с организацией мероприятий. Когда объявили конкурс на новый созыв молодежного правительства, многие ребята сказали мне: Настя, попробуй. Я так и сделала, потому что это хороший толчок в профессиональной сфере и к тому же я уже была знакома с предыдущим созывом. Так что теперь я работаю в молодежном правительстве, где представляю министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.
— Как представитель власти вы, наверное, видите, какие серьезные проблемы с занятостью у нас сейчас в городе?
— Да, и это происходит не только в городе, а во всей области. Многие предприятия закрываются, потому что не выдерживают конкуренции либо их подводят поставщики. Решение проблемы я вижу в массовой переподготовке кадров. Кроме переобучения, здесь должна быть социальная поддержка, потому что многим людям трудно перестроиться к новым условиям: человек всю жизнь работал на ВАЗе, а теперь надо искать работу еще где-то. Некоторые думают: как я буду переучиваться в 45 лет? Я не смогу. Это невозможно. А люди переучиваются и в 50 лет и становятся мастерами своего дела.
Я считаю, что человек должен развиваться и двигаться дальше, находя себя в других сферах деятельности. Надо учиться и еще раз учиться, как говорил классик. И те, кто постоянно учится, те и находят работу. Тем более что у нас большое количество предприятий не только закрывается, но и открывается. Так что какого-то коллапса нет. Кто ищет работу, тот всегда найдет. Останется только приспособиться к новым условиям. Возьмем ту же особую экономическую зону. Там нужны рабочие руки, нужны производственники, менеджеры, персонал сферы обслуживания. Людям надо просто показать эти возможности и рассказать, как ими пользоваться. Более детально мы сейчас этот вопрос прорабатываем. 16 декабря у нас будет рабочая встреча с молодежным правительством, где мы уже будем разбирать планы и стратегию развития региона.
— Ваша работа отражается на решениях «взрослого» правительства? Это ведь не какая-то игра?
— Как ни удивительно, но отражается. Вначале я думала: ну кто будет прислушиваться к молодым ребятам, которые только учатся? Вот сидит взрослый солидный дядька, он и без нас все знает. Но оказалось, что к молодежи часто прислушиваются, потому что у нас есть свои преимущества: это отсутствие профессиональных шор, которые мешают изобретать что-то новое. Иногда наши самые абсурдные на первый взгляд идеи могут реализоваться при помощи старших наставников. Они могут помочь с техническим или юридическим сопровождением, и все получается. За годы работы к нам неоднократно прислушивались, и это было очень приятно и удивительно.
— А можно пример, какие ваши идеи были использованы?
— Заместитель председателя молодежного правительства Александр Токар реализовал свой проект, коворкинг-центр (что-то вроде офиса для всех желающих с почасовой оплатой. — Прим. ред.) и помог привести в регион федеральную программу «Ты предприниматель», которая сейчас активно работает. Токар увлечен помощью начинающим предпринимателям, а я, например, увлечена помощью людям в поиске трудоустройства.
— В Тольятти в среде молодых много разговоров о том, что надо «валить из этого города», много депрессивных высказываний. А может, не все так плохо на самом деле?
— Да, «чемоданные» настроения молодежи — серьезный вопрос, который мы тоже планируем разбирать. Многие мои знакомые сказали, что в Тольятти нет работы, нет перспектив, и уехали в Москву, в Питер. Половина из них вернулись обратно, поняв, что не могут выжить в столице из-за очень высокой конкуренции: душат и давят со всех сторон, чего нет здесь. В итоге многие знакомые реализуют свои бизнес-идеи, знания и опыт именно здесь, в Тольятти. В Тольятти много учебных заведений, много курсов переподготовки и повышения квалификации, которые помогают взрослым и молодежи совершенствовать свой конкурентный потенциал, преумножать знания. А квалифицированные кадры — это, согласитесь, хорошо и для людей, и для экономики в целом. Сейчас многие работодатели, стремясь не потерять квалифицированные кадры, идут даже на то, что в убыток себе открывают дополнительные вакансии, чтобы не потерять этот интеллектуальный ресурс. Многие так делают за рубежом, понимая: зачем вкладывать деньги в оборудование, которое устареет через 2 года, когда можно вложиться в человека, который идейно мыслит и в конечном счете принесет больше прибыли.
— А вы сами хотите уехать из Тольятти?
— Нет. Я вижу возможность развития нашего региона и вижу потенциал города. Если постоянно думать, что Тольятти — моногород, самый бедный город на Земле и прочее, то у вас и будет все плохо. А давайте посмотрим на список «Форбс», где Самарская область вошла в десятку наиболее привлекательных регионов России с наилучшими условиями для бизнеса. У нас достаточно много организаций, развивающих с бизнесом интересные социальные проекты, проводится много значимых для региона и для России мероприятий. На развлекательные мероприятия сюда приезжают российские и мировые звезды. Так что у нас все очень позитивно.
Просто часть наших граждан по какой-то причине читают только плохие новости, а многие даже и не читают новость, а просто читают кричащий заголовок — и на этом все. Потом выясняется, что это заголовок просто для привлечения внимания, начинаешь читать, разбираться в причинах — все вполне благополучно. Новости зачастую сильно отличаются от фактов, и депрессивные настроения граждан — это больше психологическая проблема, чем реальная. В Тольятти идут изменения, ситуация, которая заставляет двигаться, шевелиться, искать и развивать себя. В Тольятти достаточно диверсифицированная экономика. Кроме АВТОВАЗа, у нас есть предприятия большой химии: «КуйбышевАзот», «Тольяттикаучук». У нас аммиакопровод от Тольятти до Одессы — такого больше нет нигде в мире. У нас развивается парк высоких технологий «Жигулевская долина», особая экономическая зона. Наш город удобный для жизни даже с архитектурной точки зрения. Наш мэр ездит представлять Тольятти за границу, и не потому, что напрашивается, а потому, что нас приглашают. Поэтому людям надо объяснить, что у нас вообще-то все вполне благополучно. Может, надо какие-то баннеры сделать о хороших сторонах жизни в Тольятти (смеется. — Прим. ред.). Многие наши люди не представляют, что есть такие города, где действительно все плохо, а у нас в сравнении с ними хорошая, интересная жизнь.
— Как вы видите лично свое будущее?
— Я хочу помогать людям, но не как волонтер, хотя я ими восхищаюсь. Я больше хочу помогать через мозговую деятельность — придумывая идеи, стратегии, чтобы в последующем все это реализовалось и привело к общей положительной ситуации в обществе. Конечно, идеального общества нам не построить, но приблизиться к идеалу можно вполне. В дальнейшем я планирую заниматься государственной службой, а если что-то не получится в этом направлении, пойду в бизнес. Пока с госслужбой получается, тьфу-тьфу (стучит по столу. — Прим. ред.), так что будем стараться развивать Тольятти, Самарскую область, Россию.
Евгений Халилов, «Площадь Свободы»