Как пережить кризис автомобильному рынку

Правительство РФ не намерено оказывать специальных мер поддержки для отечественного автопрома.

Уповать остается только на пресловутую программу утилизации и стимулирование спроса за счет госзакупок. Получается, что долгожданного спасательного круга не будет. Как предприятия намерены выбираться из кризисной ямы, и кто остается на рынке к концу 2015 года – в нашем материале. На прошедшем недавно совещании у Дмитрия Медведева обсуждались меры государственной поддержки российского автопрома. В результате, был составлен антикризисный план, в соответствии с которым отрасль будет жить текущий год.

Как оказалось, из первоначального списка, предложенного Минэкономики России исчезли самые дерзкие и радикальные идеи.

Так, например, правительство отвергло смягчение условий промсборки, заключение новых соглашений с иностранными автоконцернами. Наконец, отказалось руководство страны и от программы льготного автокредитования. Таким образом, Белый дом решил ограничиться пресловутой программой утилизации автомобилей, которая будет продлена до третьего квартала, При этом, другие неофициальные источники рассказывают, что на другом совещании у Медведева обсуждалась еще одна идея, связанная с ограничением экспорта металлопродукции, которое возникает в связи с ростом цен на прокат для вагоностроителей и автопроизводителей. Однако, и эта идея осталась без одобрения. В результате, правительство сформировало итоговый антикризисный документ для автомобильной отрасли. Он предполагает продление госпрограммы утилизации на второй и третий кварталы.

На это будет потрачено 20 миллиардов рублей. Еще 5,1 млрд руб. будет выделено федеральным органам исполнительной власти на обновление своих автопарков. До конца года будет закуплено порядка 3,5 тысяч машин отечественной сборки.

В 2015 году будут также выделены субсидии регионам на закупку газомоторной техники. Эта мера обойдется государству в 3 млрд руб. Поддержат чиновники и производителей сельскохозяйственной техники – государство просубсидирует скидки на нее на 2 млрд руб. и внесет еще 2 млрд руб. в “Росагролизинг” на льготный лизинг. Впрочем, такая позиция правительства не удивила игроков рынка. По словам одного из его участников, отсрочка выхода на запланированный уровень локализации в рамках промсборки и возможность продления крупноузловой сборки могли «похоронить сам замысел этих соглашений». Что же касается льготного автокредитования, то оно имело бы смысл только при субсидировании львиной доли кредитной ставки. Однако, сделать это было бы очень сложно.

Таким образом, авторынок продолжает самостоятельно продумывать спасительные меры. Компании стараются как можно дольше избегать неприятных сокращений штатов и прочих способов сэкономить. Хотя многие признают, что без поддержки государства им не обойтись. Так, например, «КамАЗ» уже подготовил приказ о введении трехдневной рабочей недели со 2 марта по 24 мая. Параллельно с этим, предприятие направило письмо премьер-министру с просьбой выделить 152,1 млн руб. на финансирование общественно-полезных работ, оплачиваемых по стоимости МРОТ. Правда, руководство «КамАЗа» пояснило, что переход на «трехдневку» – это самая крайняя мера, на которую пойдет завод. В остальном же, он будет ориентироваться на рыночную ситуацию. Кстати, уровень зарплат на предприятии упал на 19,4% по сравнению с показателями октября 2014 года. А в 2015 году ожидается падение еще на 25%. Отметим также, что многие на предприятии получают зарплату ниже 10 тысяч рублей. Еще один эксперт авторынка Владимир Беспалов из “ВТБ капитала” уверен, что спасти рынок может только рост коммерческого спроса. Если же его не будет, что никакие госпрограммы не выправят сложившуюся ситуацию.

много автомобилей

фото: cаrsguru.net

интернет газета «Тольяттинский навигатор»

фото: из открытых источников