Как пенсионерам «впаривают» фильтры для очистки воды за 80 000 рублей

Новости Тольятти augustnews.ru

Женщина подала иск в суд с требованием расторгнуть договор купли-продажи фильтра для очистки воды Bluefilters стоимостью 84790 руб. Ответчиком по нему стало ООО «Комфорт».

Как указано в исковом заявлении, к ней домой пришел человек, который представился сотрудником МУП «Водоканал». Явился он якобы для проверки водопроводной воды. Осмотрев трубы и краны, визитер резюмировал: она «не пригодна для употребления в пищу». Затем он сообщил истице, что сейчас ее посетят менеджеры предприятия.

Мутные воды

Вслед за бойким молодым человеком в квартиру пришли еще двое, которые тоже представились работниками упомянутого ООО. Целью своего визита они тоже назвали проверку качества водопроводной воды.

Однако теперь осмотром труб дело не ограничилось. Представители ООО «Комфорт» (как выяснилось впоследствии, это были именно они) провели показательное тестирование. Как именно было организовано сие таинство, в иске не сообщается. Но результаты его оказались вполне прогнозируемы: вода по трубам поступает грязная и вредная для здоровья. Сотрудники компании стали настоятельно убеждать женщину приобрести фильтр Bluefilters, призывая позаботиться о себе и своих близких. В два голоса они яркими красками расписывали это чудо-устройство, которое будет очищать воду на самом высоком уровне.

Для оформления договора они любезно предложили истице подвезти ее прямо в офис. Там ее принял менеджер, который, в отличие от своих сотрудников, работником «Водоканала» не представлялся. Зато сообщил женщине радостную весть: чудодейственный фильтр может быть приобретен в рассрочку на 24 месяца. «Об оформлении кредита речи не шло», – подчеркивается в исковом заявлении. Когда истица подписала бумаги, ее отвезли домой. И, конечно, тут же установили хваленый Bluefilters.

Вечером того же дня женщина просмотрела документы и обнаружила, что вместо обещанной рассрочки на нее был оформлен потребительский кредит, выданный ООО «ХКФ («Хоум Кредит энд Финанс») Банком». Как отмечено в исковом заявлении, при оформлении документации с истицей общался только сотрудник ООО «Кофморт». Никаких представителей банка при этом не было.

– Это прямое нарушение законодательства. Согласно Гражданскому кодексу, подобные договоры могут заключаться только в присутствии уполномоченного кредитным учреждением лица, – подчеркнул генеральный директор представляющей интересы истицы компании «Скорая юридическая помощь» Илья Трофимов.

Он пояснил, что общая сумма по договору составила 84790 руб., а размер предоставленного кредита – 63322 руб.

– Разницу, по всей видимости, составляют банковские комиссионные и проценты за пользование кредитом, – добавил он.

К тому же, как указано в исковом заявлении, покупательница фильтра – пенсионерка, страдающая близорукостью.

«На момент заключения договора она не могла оценить всю ситуацию. Данная покупка является для истицы обременительной и не соответствует уровню ее дохода», – отмечается в исковом заявлении.

Впоследствии женщина направила в адрес ООО «Комфорт» претензию, ответ на которую так и не получила. Из-за постоянных переживаний пенсионерку мучили постоянные головные боли, повышенное давление и бессонница.

В исковом заявлении содержится требование расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с компании в пользу истца стоимость товара, компенсацию морального вреда и расходов на юридические услуги, а также штраф в размере 50% от взысканной судом суммы за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке. Решения по этому делу пока не принято.

Получить комментарии в ООО «Комфорт» мы не смогли. Телефон этой компании удалось обнаружить лишь на одном из сайтов, размещающих объявления о приеме на работу. Трубку взяла сотрудница отдела кадров, которая посоветовала позвонить директору и сообщила его мобильный телефон. Однако звонки к нему успеха не принесли – автоотвечик все время сообщал, что этот номер не обслуживается.

Поквартирный обход

Как утверждают эксперты, в Тольятти, Самаре и в Новокуйбышевске было несколько десятков подобных случаев. Помимо ООО «Комфорт», подобным бизнесом промышляют еще несколько компаний.

– Как правило, они обходят все квартиры в подъезде. Подобные рейды проводятся в дневное время, когда дома в основном одни пенсионеры. Вообще пожилые люди – их целевая аудитория. Ведь наши бабушки и дедушки, как правило, очень доверчивы. При умелом подходе им можно «впарить» практически что угодно.

Зайдя в квартиру, коммерсанты представляются сотрудниками «Водоканала». Затем начинается проверка труб и качества водопроводной воды, которое всегда оказывается ужасным. Далее пенсионерам демонстрируют воду, очищенную с помощью предлагаемого им фильтра. Как рассказывают наши клиенты, обычно они ее приносят с собой. А вот появляется и само «чудо техники», которое пенсионерам предлагают приобрести в рассрочку. Слова «кредит» при этом никто даже не произносит. А сами пожилые люди подписываемые ими бумаги не читают. Представитель банка при подписании таких договоров также никогда не присутствует. Обычно на документах стоит факсимиле или ксерокопия подписи сотрудника кредитного учреждения, – описал алгоритм действий таких компаний Илья Трофимов.

– Наши сотрудники могут посещать квартиры жильцов только по их приглашению вместе с представителями управляющих компаний. При этом никаких проверок качества воды они не проводят и уже тем более не предлагают купить никаких фильтров. Мы неоднократно делали заявления и рассылали пресс-релизы, в которых разъясняли все это, – прокомментировала начальник отдела по связям с общественностью ООО «Самарские коммунальные системы» Мария Алмазова. – Наша компания отвечает только за качество воды в магистральных водопроводах. А эксплуатация внутридомовых сетей находится в компетенции управляющих компаний.

По ее словам, периодически в их компанию обращаются пострадавшие от мошенников потребители.

– Люди рассказывают о своей беде, спрашивают, ваши ли сотрудники приходили проверять качество воды. У всех работников «Самарских коммунальных систем» есть служебные удостоверения. Попросите визитеров их предъявить. Или сразу же позвоните в приемную нашей компании и проверьте, работает ли у нас такой сотрудник, – посоветовала Алмазова.

– Пенсионерам лучше вообще не пускать домой чужих людей, откуда бы они ни приходили и как бы ни представлялись, – добавила председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации потребителей «ФинПотребСоюз» Екатерина Осинкина. – Но если вы в самом деле готовы подписать такой договор, лучше отложите это на завтра. Посоветуетесь со знакомыми, родственниками, почитайте в Интернете отзывы о компании и предлагаемых ей товарах. Недаром говорится, что лучше переспать ночь, а уже потом принимать решение. Возможно, утром вы поймете, что предлагаемый за такие деньги фильтр для очистки воды вам на самом деле не так уж нужен.

Между Сциллой и Харибдой

Можно ли квалифицировать действия подобных компаний как мошенничество? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как может показаться на первый взгляд.
Как сообщил источник в правоохранительных органах, в полицию неоднократно поступали заявления пострадавших от подобных коммерсантов пенсионеров. Однако при проверке этих случаев состава преступления обнаружено не было.

– По-человечески мы отлично понимаем и жалеем наших бабушек и дедушек. Но мошенничества как такового здесь нет. Человек сам подписывает договор, и в соответствии с ним компания устанавливает ему фильтр для очистки воды. Все это – предмет не уголовных, а гражданско-правовых отношений. Потребитель может попытаться расторгнуть такой договор в судебном порядке. Подобные прецеденты, по моей информации, уже были, – утверждает источник. – В октябре мы даже проводили пресс-конференцию, на которой разъясняли все эти вопросы. Мы рекомендовали пенсионерам не подписывать подобные договоры, если рядом с ними нет членов их семьи или знакомых более молодого возраста.
Но что же делать людям, которые уже попались на эту удочку?

– Наш первый совет – обратиться в банк с заявлением о расторжении кредитного договора. Лучше это сделать в тот самый день, когда он заключен. По крайней мере, как можно раньше, пока кредитное учреждение не успело перечислить деньги на счет продавца. И уже затем обращаться с претензией в саму фирму, которая навязала вам этот фильтр, – рекомендует Илья Трофимов.

Иного мнения придерживается Екатерина Осинкина.

– Потребители часто забывают, что согласно законодательству они могут в течение 14 дней отказаться от покупки практически любого товара. Поэтому в подобных ситуациях имеет смысл как можно скорее обращаться в компанию, писать претензию и требовать расторжения договора, – говорит она. – Конечно, продавцы идут на это очень неохотно, и решения таких вопросов приходится добиваться с боем. Однако если человек все сделает грамотно, у него вполне приличные шансы добиться успеха. Предварительно имеет смысл проконсультироваться с юристом и обговорить с ним алгоритм своего поведения. Сделать это несложно – бесплатные консультации сегодня предлагает множество юридических компаний. Если продавец согласится на возврат товара, необходимо взять у него накладную или акт приема-передачи. И уже с этим документом обращаться в банк для расторжения кредитного договора.

Эксперты подчеркивают, что в большинстве случаев решить с продавцом вопрос о возврате товара и денежных средств удается в досудебном порядке.

– Как правило, в таких компаниях прекрасно понимают, что закон не на их стороне и стараются не доводить дело до суда, – сказал по этому поводу Илья Трофимов.

Ярослав Сотников, партнер адвокатского бюро RBL:

– Подобные схемы реализации товаров, как правило, основаны на сокрытии от покупателя той или иной информации, введении его в заблуждение относительно потребительских качеств товара, его стоимости и порядка оплаты. Во всех этих случаях сделка может быть признана судом недействительной. Причем под обманом понимается не только указание недостоверных сведений, но и умолчание обо всех имеющих значение для другой стороны сделки обстоятельствах. Следует также иметь в виду, что завладение денежными средствами путём заключения договора под влиянием злоупотребления доверием и обмана может рассматриваться как мошенничество с соответствующими правовыми последствиями.

фото: gorodskoyportal.ru

Сергей Столяров, “Самарские известия”