Как обычное яйцо превратить в произведение искусства

Новости Тольятти augustnews.ru

Детей от компьютера можно оторвать старым дедовским способом. Достаточно зажечь свечу, расплавить воск, и в помещении, где воцарится медовый аромат, за большим столом охотно соберутся ученики! В руках у каждого – обычное куриное яйцо, но какая тайна скрыта в нем, гадать – не разгадать! Искусство оформления яйца красивыми орнаментами и превращение его в писанку восходит своими истоками к древнейшему дохристианскому культу прославления Солнца. Почти у всех народов мира яйцо является символом возрождения природы, бесконечности жизни, воплощением Солнца как источника жизни на Земле.

По многообразию древнейших узоров на писанках становится ясно, что они писались не только в преддверии Пасхи, но и в течение всего года, на все знаменательные события в жизни человека. Женщины, ожидая ребенка, расписывали писанки с цветами или птицами. Их подкладывали в колыбель младенцу, девочкам дарили «красоты расписную» с цветочками и веточками, мальчикам – с дубовыми листьями, хозяевам дома – «сорококлинки» и «спирали», старикам, многое повидавшим и много знающим, – писанки с темным фоном. Все свои чаяния, просьбы, мольбы люди выписывали на яйце, поэтому писанку можно назвать своеобразной народной песней на яичной скорлупе.

Об этом и не только я узнала от Татьяны Кудрявцевой – победителя конкурса профессионального мастерства «Мастер – золотые руки», который недавно прошел в рамках проекта «Педагогические высоты Тольятти».

Конечно, многое зависит от учителя. Если наставник – увлеченный человек, ученики будут слушать его с большим интересом, с радостью выполнят любое задание, займутся самой кропотливой работой на досуге, забыв про компьютерные игры и бесконечные переписки в социальных сетях. Татьяна Николаевна, безусловно, обладает учительским даром. Она не просто интересный рассказчик и терпеливый наставник, в ней горит желание научить детей всему, чему обучилась сама. Приготовление писанок само по себе уже праздник Я, как и ее ученики, испытала это на себе. Сев за стол, взяла в руки яйцо и писачок – специальный инструмент для росписи воском. И началось самое настоящее чудо.

Наставления мастерицы звучали умиротворяюще:

– Представьте, что тарелка – это люлечка, салфетка-пеленочка, а яйцо – ребеночек, с которым обращаться нужно очень бережно. Именно так я начинаю свои занятия с новичками. Поэтому, несмотря на хрупкость, процент боя яиц у нас очень низкий.

Как рассказала Татьяна Николаевна, ученики на первых занятиях изучают символы, виды строчек, орнаментальные схемы, затем делают «малеванки», для которых рисунки и цвета выбирают произвольно. В ребятах просыпается интерес, мастерство хочется совершенствовать, они переходят к более сложным по написанию традиционным писанкам, где узоры и цвета уже не случайны и не произвольны. Каждый имеет свое значение и свой смысл, который передается из поколения в поколение, не меняясь в своей основе. Орнаменты выписываются из растительных, животных, религиозных и геометрических символов, солярных – солнечных знаков и знаков воды.

Прежде чем дать ученикам задание на занятиях, Татьяна Николаевна сама тщательно изучает материал и пробует написать писанку. «Уча других, мы учимся сами». Сенека», – цитирует Татьяна. Сейчас, когда приближается Рождество, дети готовятся к празднику и украшают писанки Вифлеемской звездой. А вообще, существуют десятки разных, наполненных тайными смыслами, символов. И наши предки прекрасно в них ориентировались. Множество образцов писанок собраны этнографическими исследователями в различные альбомы форм, которые обязательно используются на занятиях. Так, орнамент с дубовыми листьями символизирует красоту и силу, олень – достаток, богатство, благородство, сосна – здоровье, грабли – дождь, а сложная «сорококлинка» у православных ассоциировалась с 40-дневным постом. Писанка органично вошла в христианскую традицию, преобразилась, но сохранила знаковую летопись до наших дней.

На первый взгляд, в технологии росписи яйца воском нет ничего сложного. Ковшик писачка нагреваем над свечой, зачерпываем воск и начинаем наносить орнамент. Без определенного навыка, однако, ровной линия не сразу выходит – испытала на себе. Мало того, что воск моментально застывал, еще и к гладкой скорлупе никак не получалось приноровиться. Важным моментом было правильно держать инструмент в руке.

– Ничего, – подбадривала Татьяна Николаевна, – на сотом яйце линия будет идеальной! Это очень гармонизирующее и успокаивающее занятие. Я напоминаю детям на занятиях, что писанка любит тишину. И они быстро успокаиваются, погружаясь в работу.

После нанесения первого рисунка наставница окунула яйцо в желтую краску, потом – в красный и синий раствор. Не менее трех красок нужно использовать, как пояснила Татьяна Николаевна, чтобы получилось красиво. Приближаясь к финалу, я с волнением смотрела на черный, мрачный колобок, в который превратилось хорошенькое белое яйцо. Где же красота-то? В чем смысл нашей кропотливой работы? Татьяна Николаевна заметила мою тревогу по поводу неказистого колобка, улыбнулась, поднесла его к огню, а потом потерла салфеткой. Освобождение поверхности яйца от воска называется рождением писанки. Эффект потрясающий! На свет из какого-то темного кокона вдруг появился яркий разноцветный узор! Я глазам своим не поверила. Вот это фокус – из черноты ночи родилось солнышко! Права была собеседница, сравнивая рождение писанки с появлением младенца на свет. Будущей мамочке известно, что скоро родится ребенок, возможно, известен даже его пол, но ведь до самого волнительного момента она не знает, какое личико будет у ее чада.

Так и с писанкой. Мы знаем, какой нанесли орнамент, какого цвета использовали красители, но конечный результат каждый раз – это маленькое чудо!

Теперь понятно, почему на занятия к Татьяне Николаевне с радостью бегут не только девчонки, но и мальчишки. Чтобы вновь и вновь испытать невероятное чувство восторга! Мальчики с неменьшим прилежанием заняты удивительным творчеством. Да что там ребятня, сама Татьяна Николаевна, расписав в июне этого года первое яйцо, больше не выпускает из рук писачка. До встречи с рукодельницей Татьяной Добрыниной на фестивале «Благодатное лето. Жигули-2015» в межъепархиальном православном детском летнем лагере (проект Православной классической гимназии) никаких художественных и рукодельных способностей Татьяна Николаевна у себя не наблюдала.

Получив первый навык изготовления писанок у самарской мастерицы, настолько воодушевилась, что оставшиеся летние месяцы посвятила самообразованию. Изучала информацию по писанкарству, совершенствовала умение, усиленно работала над созданием авторской рабочей программы, которая с сентября успешно апробируется на базе Тольяттинского филиала НФ детского епархиального образовательного центра Самары в двух объединениях – в Православной классической гимназии и в Спасо-Преображенском соборе. Также в рамках урока технологии мастерица преподает азы традиционного мастерства ученицам 7-го класса православной гимназии, совмещая педагогику с обязанностями заведующей канцелярии. Такой вот получился крутой разворот судьбы у Татьяны Николаевны после знакомства с творчеством наших предков.
Можно долго рассуждать о важности эстетического или патриотического воспитания подрастающего поколения, но, как говорится, суха теория, а древо жизни вечно зеленеет. Генетическую память и многовековые традиции не сотрешь, именно они – залог формирования мировоззрения наших детей. Не просто так авторская программа Татьяны Кудрявцевой называется «Чудесные писанки». В этом я убедилась, услышав мнение учеников Православной классической гимназии и их родителей.

Дочь Ларисы Самковской, которую зовут Анна, учится во втором классе. Лариса Николаевна рада, что исконно русские традиции сейчас возрождаются. С их помощью воспитываются отношение к труду, аккуратность, ответственность. Дети выходят с занятий по писанкарству довольные, гордятся своими работами.

А ученик пятого класса Андрей Сайдашев уже одарил писанками своих близких людей, сестру, например, в день ангела и папу в день рождения. Андрею нравится, когда своими руками можно создавать неповторимые вещи. «Все зависит только от моей фантазии», – как выразился собеседник. С мнением Андрея согласился другой гимназист-пятиклассник Егор Амеличкин: «Писанки – это оригинальные, красивые подарки». Стремление Егора создавать вещи своими руками, впрочем, закономерно, как рассказал мальчик, у него папа трудолюбивый, даже кое-какую мебель для дома сделал.

Справка:

По традиции, большая часть писанок писалась во время поста перед Пасхой. Для приготовления красок женщины старались набрать воду из семи источников или из места слияния трех потоков, домой несли молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливали сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставили в печь. Перед этим нельзя было ни ругаться, ни ссориться. Находясь в благоговейно-молитвенном состоянии, хозяйка разводила огонь и, помолившись, принималась за последовательное нанесение орнамента растопленным воском с поочередным купанием яйца в краске от светлого к темному. Работали в уединении и тишине. «Пора детям спать, а нам писанки писать!» Писанки долго не портились, так как и о бактерицидном свойстве воска наши предки прекрасно знали.

Интересно:

Как рассказала директор гуманитарного колледжа Святителя Алексия Московского Ирина Клименко, сегодня в Самарском регионе действует уникальная система дополнительного религиозного, творческого, эстетического образования для детей – некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр» (НФ «ДЕОЦ»).

В настоящее время фонд включает в себя 70 филиалов и структурных подразделений, в которых занимаются около 14 500 детей Самарского региона. Общая численность воспитанников во всех структурных подразделениях Тольятти составляет около 3000 человек. В ДЕОЦ реализуется 54 авторских или модифицированных программ, среди которых «Основы иконописи», «Церковнославянский язык», «Искусство колокольного звона», «Чудесные писанки», «Духовное краеведение» и другие. Все занятия проводятся бесплатно.

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”