Обман туристов на курортах — распространённое явление, которое встречается во многих странах. Обычно это касается аренды жилья, питания, досуга и экскурсионных программ. Чтобы не потерять деньги, позитивный настрой и веру в людей, нужно быть бдительными и не доверять слепо местным организаторам вашего отдыха.
Мошенники могут обмануть вас ещё до начала отпуска. Поэтому важно быть осторожными уже на этапе планирования своего отпуска, особенно при выборе жилья.
Чаще всего злоумышленники подстерегают своих жертв на различных сайтах объявлений. Одна из самых распространённых уловок — фейковые объявления.
Как это работает? Мошенник создаёт привлекательное по цене предложение, просит перевести предоплату себе на карту или на счёт по номеру мобильного, а затем исчезает.
Чтобы обезопасить себя от обмана, не переводите деньги арендодателю напрямую. Совершайте операции через специальные сервисы для бронирования жилья. На них мошеннические действия с предоплатой исключены — она поступает арендодателю только после успешного заселения.
Бронируя жильё на таких ресурсах, вы сможете защитить себя в ситуации, когда уже на месте вас пытаются заселить в объект, который фотографиям на сайте не соответствует. В этом случае можно обратиться в службу поддержки сервиса бронирования, они «заморозят» деньги и помогут оперативно найти другой вариант для проживания.
Выбирая вариант квартиры или дома, важно заранее проговорить с владельцем все вопросы, связанные с наличием заявленных на словах услуг, и, конечно, проверить их присутствие на месте. Не проверив сразу наличие горячей воды или работающего кондиционера, и заранее заплатив за проживание, туристы сталкиваются с неработающей техникой, сломанной сантехникой и другими проблемами.
Приехав в отель, вы также можете столкнуться с тем, что вам окажут несоответствующие цене услуги, например, за большие деньги дадут меньший номер. И происходит это повсеместно, от Азии до России, национальные особенности здесь ни при чём.
Решить проблемы при съёме частного жилья поможет заключение договора с собственником, где должны быть прописаны все обязательства обеих сторон и условия возврата денег.
Отельеры иногда пытаются отменять ранние брони, ссылаясь на высокий сезон, а по факту продают в дальнейшем эти номера втридорога или предлагают «порешать вопрос с вашим ранним бронированием».
Происходит это так: вы бронируете номер в отеле на одном из агрегаторов за 1–2 месяца и даже за полгода до отпуска. А накануне приезда на ваш мобильный телефон приходит сообщение с личного мобильного телефона хозяина или администратора отеля о том, что вас не смогут разместить по причине высокого сезона и предлагают доплатить за номер от 10–20 и даже до 50 тысяч рублей за ночь проживания переводом на карту.
В этих обстоятельствах, по словам юриста, люди делятся на тех, кто соглашается с требованиями непорядочных отельеров и платит им деньги, лишь бы не отменили бронь, и тех, кто начинает писать письма на агрегаторы о попытках обмана и отмены вашего бронирования, за которое с вас могут списать 100% от его суммы.
Интересно, что агрегаторы предпочитают не разбираться в сложившейся ситуации, а просто отменяют бронь с припиской, что вам повезло — отмена брони прошла бесплатно. А ведь в высокий сезон забронировать отель прямо перед вылетом чревато сверхрасходами — цена на отели возрастает на 200–300%, а иногда и в 10 раз.
Не брезгуют обманом туристов и многочисленные рестораторы, и продавцы уличной еды. Самый распространённый способ обмана — это продажа некачественных продуктов. Под видом домашнего вина зачастую продают порошковые напитки, а соусы, чурчхелу, пирожки и прочие лакомства готовят из второсортных продуктов. Домашнее вино могут разбавить водой из-под крана, а пирожок с капустой просто может скиснуть на палящем солнце.
Важно всегда сохранять чек и по возможности предъявлять свои претензии на месте, не отходя от кассы. Владельцы и сотрудники кафе и ресторанов иногда любят обманывать расслабленных подвыпивших туристов, включая в их итоговый счёт напитки и блюда, которые они вообще не заказывали. Иногда в такой счёт может попасть отдельно даже гарнир к основному блюду.
Советуем обязательно проверять чеки и сравнивать цены, указанные в них и в меню, а также остерегаться заведений, где не предоставляют предчек и фискальный чек, а пишут их от руки.
Самая частая уловка — когда в начале вам озвучивается одна цена, а в конце, когда услуга выполнена, и нужно расплачиваться, другая. Вам вдруг объявляют, что, «оказывается», это была цена не за всю услугу целиком, а «за одного человека». Так может случиться, например, при аренде авто, в такси, на экскурсии.
Чтобы обезопасить себя от такого сюрприза, ещё на берегу чётко проговорите с исполнителем финальную стоимость услуги: что именно и в каком количестве в неё будет входить.