Как не стать жертвой мошенничества в сфере ЖКХ

    По результатам мероприятий, проведенных в истекшем периоде 2019 года, возбуждено 1 уголовное дело на 18 эпизодов преступной деятельности по фактам хищений бюджетных денежных средств, выделенных в рамках программ по модернизации объектов ЖКХ, об этом сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Самарской области.

    Так, в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, задокументировала преступная деятельность 4-х глав сельских поселений, которые злоупотребив своим должностным положением, преследуя корыстный умысел, заключили с директором ЗАО «Энергетик» фиктивные муниципальные контракты на замену трубопроводов, после чего подписали подложные акты выполненных работ. Размер причиненного материального ущерба бюджету составил 1 782 000 рублей.

    Специфика мошенничества в ЖКХ связана с видимостью законности и добровольным характером платежей по «липовым» квитанциям. В результате становится очень сложно доказать факт преступных действий. В зависимости от того, кто осуществляет мошеннические действия, обман в сфере ЖКХ бывает с участием:

    — Руководства и работников управляющей компании.

    — Председателя и совета товарищества.

    — Посторонних лиц.

    — Ответственных квартиросъёмщиков.

    Среди схем мошенничества наиболее часто встречаются:

    — Приписки стоимости работ.

    — Их невыполнение или частичное выполнение работ, в размере, несоответствующем сумме оплаты.

    — Разница между учтёнными и нормативными расходами энергоресурсов, которой достигают при помощи манипуляций со счётчиками.

    — Создание фальшивых платёжных документов.

    — Задержка перечисления платежей поставщикам ресурсов и услуг, чтобы использовать эти деньги для кратковременного инвестирования.

    — Банкротство УК после перевода денег на счета фирм-однодневок, которые закрывают одновременно с закрытием основной управляющей компании.

    Большая часть этих методов основана на доверчивости граждан и их экономической безграмотности. И хотя, некоторые жильцы внимательно изучают платёжные квитанции и смотрят на соответствие заявленных сумм проводимым работам, большинство просто послушно оплачивают присланные счета. Учитывая множество простых способов, которые доступны именно этим фирмам для получения незаконной прибыли, то неудивительно, что в большинстве случаев мошенничества в ЖКХ участвуют именно управляющие компании.

    Завышение стоимости и приписки

    Доказать, что расценки на те или иные работы завышены, очень сложно, поскольку исполнитель работ (фирма контрагент) всегда может предоставить обоснование этих расценок подкреплённое документально.

    Капитальный ремонт за государственные деньги – это вообще «Клондайк» для управляющих компаний. Ряд работ оценить невозможно в принципе, так как после окончания всего ремонта их не видно. Кроме этого, компании существенно экономят на закупке более дешёвых (и часто некачественных) материалов, а также найме неоформленных официально

    рабочих бригад. Итогом такой схемы мошенничества в ЖКХ становится получение руководством управляющей компании до 50% суммы, выделенной на капитальный ремонт.

    Мошенничество с видами работ и их оформлением

    Ежегодно компании в сфере ЖКХ составляют планы работ по обслуживанию коммуникаций дома и уборке придомовой территории. Согласно плану есть объём ежемесячных работ, оплата которых производится жильцами. В их квитанциях также находится агентский сбор компании (около 10% от стоимости работ).

    Конечно же, при расчёте стоимости в плане появляются приписки. И если они небольшие, выявить обман крайне сложно. Тем не менее даже при получении 100 рублей с квартиры в месяц, общий объём незаконной прибыли УК может достигать нескольких сотен тысяч или даже миллиона рублей (если на её балансе находится несколько многоквартирных домов). Мошенничество в ЖКХ на такие суммы считается тяжким преступлением. Но поскольку все работы будут оформлены документально и подтверждены подписью кого-то из жильцов, то доказать факт обмана будет крайне сложно.

    Разница показаний счётчика и норм расхода энергоресурсов

    Нередко УК отказывают устанавливать общедомовые узлы контроля над расходом ресурсов. Стандартным объяснением отказа является высокая стоимость такого оборудования. Но главная причина нежелания его закупать – возможность обмануть жильцов при условии отсутствия такого оборудования.

    Эта схема мошенничества в ЖКХ основана на способе расчёта расхода тепловой энергии. Нормы расхода определяются на основании возраста дома. Но поскольку сами жильцы ставят окна со стеклопакетами, а также утепляют фасад своих квартир, то реальные потери тепла существенно снижаются, а нормы остаются прежними. Вот эта разница и идёт в доход управляющей компании. То же самое можно сделать и в случае отсутствия в квартирах счётчиков газа, воды или электричества.

    Махинации с деньгами

    Получая платежи за коммунальные услуги и иные работы, управляющая компании может сразу перечислить эти деньги поставщикам ресурсов и услуг, а может задержать на некоторое время, используя их в своих целях. Это связано с отсутствием строгих требований отчётности перед жильцами. В результате, деньги на два-три месяца кладут под процент. За это время УК может заработать с одного дома до 300 тысяч рублей (2-3% от вложенных денег).

    Фиктивные квитанции ЖКХ

    Такая схема мошенничества в ЖКХ очень популярна среди посторонних лиц, но и некоторые УК ею также не брезгуют. Схема очень проста – печать платёжных документов, внешне

    повторяющих реальные, но с другими реквизитами. Невнимательные жильцы просто идут и оплачивают найденные в почтовом ящике квитанции. В результате их деньги уходят на счета преступников, но вернуть их крайне сложно, поскольку для такого обмана используют банковские счета, зарегистрированные на других людей, а сами деньги с них выводят сразу после получения.

    Другие схемы обмана

    Описанные выше способы обмана далеко не единственные. Фантазия в этом направлении у некоторых людей работает весьма хорошо. Среди них есть и жильцы, не желающие оплачивать потраченные энергоресурсы. Поэтому они стараются изменить показания счётчиков. Это возможно сделать с помощью:

    — Дополнительного сопротивления механизма счётчика. Результатом становится замедление вращения счётчика.

    — Разборки измерительного прибора и скручивания показаний.

    Эти методы, конечно, не принесут таких доходов, как обман со стороны управляющей фирмы, но и здесь могут набегать ощутимые суммы.

    Куда жаловаться на мошенников?

    Если у жильца есть доказательства фактов мошенничества в ЖКХ со стороны управляющей компании, то стоит подавать жалобу в:

    — Жилищную инспекцию субъекта РФ;

    — Роспотребнадзор;

    — Прокуратуру;

    — ОВД.

    Однако, необходимо учесть, что Жилищная инспекция занимается оценкой качества работ. После проведённой проверки, эта инстанция имеет право обязать компанию устранить недочёты, но привлечь к уголовной ответственности за мошенничество она не может. Роспотребнадзор занимается защитой прав потребителей. А вот ОВД и Прокуратура следят за выполнением законодательства. Поэтому по факту мошеннических действий нужно писать жалобу именно в Прокуратуру. Её работники могут инициировать возбуждение уголовного дела о мошенничестве.

    квитанция на оплату услуг ЖКХ