Основная проблема клиентов банков — это отсутствие финансового образования и нежелание внимательно читать договоры кредитования и открытия вкладов.
Банки используют недопонимание клиентов, чтобы заработать больше. Один из самых актуальных способов — это ипотека.
В договоре может быть прописано повышение ставки в случае просрочки платежей, навязывание дополнительных страховых продуктов или выпуск кредитной карты бонусом. Особенно часто это будет происходить в ближайшие год-два, когда люди не смогут гасить платежи по льготной ипотеке в срок.
Банк может поднять ставку на небольшой процент, например, на 0,099%, чтобы покрыть убытки. В результате пересчитывается вся сумма кредита, и общий долг значительно возрастает.
Оформление страховых продуктов — ещё одна история, которой пользуются банки. Они навязывают услуги страховых компаний, с которыми у них есть партнёрские соглашения или агентские договоры. В итоге страховка может составлять 3-5% от общей стоимости кредита, хотя можно было оформить её гораздо дешевле.
Выпуск якобы бесплатных кредитных карт — это тоже трюк для повышения маржинальности. Нужно понимать, что бесплатных кредитных карт не бывает. Определённая сумма за обслуживание счёта будет списываться независимо от того, была ли сумма кредита погашена в срок или нет.
Банки не регламентируют беспроцентный период по кредитным картам, выпущенным в дополнение к ипотечным продуктам. Он может быть как условные 100 дней, так и ноль. Соответственно, реальная методика расчёта платежей может сильно отличаться от того, что озвучивается в офисе банка.
Ещё один популярный способ обмана клиентов — это завышенная ставка по вкладам. Суть в том, что повышенная ставка действует не более трёх месяцев, а после этого она опускается много ниже той, по которой вклад был открыт.