В деревне Вишневка, являющейся одним из самых отдаленных микрорайонов Сочи (90 километров до центра), мы с сыном впервые побывали два года назад. Восхитившись природой, низкими ценами, радушием хозяев гостевого дома и относительно немноголюдными пляжами, решили повторно посетить это курортное местечко, по виду напоминающее дачные массивы вблизи Тольятти.
Как часто бывает, возвращение на знакомый берег вызвало гораздо меньше положительных эмоций, чем первый визит, тем более что из-за ограниченности бюджета в основном приходилось экономить.
В отличие от большинства других южных городов, сочинский аэропорт продолжает принимать самолеты с туристами, однако цены на билеты кусаются (от 9 тысяч с человека в одну сторону с учетом багажа), так что добираться до моря решили поездом. Впрочем, и тут пришлось столкнуться с неприятным моментом, поскольку компания РЖД не предоставляет летом 50-процентную скидку детям от 10 лет в обычных купейных вагонах.
Так как двухэтажных поездов из Самары до Сочи в интересующие нас дни не было, пришлось брать билеты в плацкартные вагоны. Туда и обратно получилось около 14 тысяч на двоих, то есть в два с половиной раза дешевле, чем на самолете. Ехать решили с 9-часовой пересадкой в Волгограде: мне хотелось немного отдохнуть от поезда, а заодно показать сыну красоты города-героя, тем более что в этом году отмечается 80-летие окончания Сталинградской битвы.
Что такое плацкартный вагон, думаю, никому объяснять не нужно. Конечно, по сравнению с 90-ми годами, они стали более комфортабельными (появились биотуалеты, кондиционеры, электронное табло, розетки в большом количестве), однако атмосфера осталась той же. Высунутые в проход ноги в носках и без, запах пота, перемешивающийся с ароматами вареных яиц, курицы и быстрорастворимой лапши.
Кроме того, работал неуправляемый кондиционер, который охлаждал температуру почти до состояния холодильника, потом на некоторое время выключался (обычно на остановках), а затем заново начинал морозить. Проводница лишь разводила руками, отвечая, что техника автоматическая. В итоге при жаре на улице в вагонах люди укрывались шерстяными одеялами…
Но это еще не всё. Неподалеку от нас ехала женщина, которая весь день распивала алкоголь с соседями (семейной парой), признавалась им в любви, многократно вслух благодарила небеса за знакомство и клялась, что обязательно приедет в гости. Веселье продолжалось примерно до 23: 00, пока ее собутыльники не сошли в Саратове. Потом какое-то время было тихо, а часа в три ночи женщина с жутким перегаром отправилась гулять по вагону. Она будила пассажиров и спрашивала:
– Я очень извиняюсь, но скажите, в какую сторону поезд следует?
Пенсионерка из Челябинска, ехавшая на отдых в Пицунду, не выдержала и вступила в диалог:
– Хватит пить. Тоже мне, Женя Лукашин в юбке… Не в Ленинград едем, так что можешь успокоиться и ложиться спать.
– Нет, ну правда, мне кажется, что поезд едет в Сургут, а я – на работу, – покачиваясь в проходе, сказала не желавшая успокаиваться пассажирка.
– Почему в Сургут? – спросила бабушка.
– Потому что я там работаю… вахтами. И такое ощущение, что опаздываю уже.
– Нет, поезд идет в Сочи.
– Правда? А-а-а… Значит, я в Краснодар к подруге еду, в гости. Ну, теперь всё понятно. Знаете, какая у меня подруга? О-о-о! Каждый год говорит: «Лена, переезжай ко мне жить насовсем». Да я бы уехала, но на кого мать больную брошу?
Пенсионерка решила закрыть глаза, чтобы собеседница подумала, что она спит, и ушла. Но та продолжала рассказывать про подругу, мать, после чего вспомнила других, не менее ценных родственников и знакомых.
– Откройте глаза! – шепотом сказала она бабушке, которая аж вздрогнула от неожиданности. – Вот, я вижу, что вы визуал, воспринимаете информацию с помощью зрения. И я тоже визуал.
Кое-как беспокойная попутчица угомонилась, однако общение с ней лишило сна пожилую женщину из Челябинска. Увидев, что я тоже лежу с открытыми глазами (а как уснуть в такой обстановке?), она начала рассказывать о том, как в период бурной молодости объехала всю страну на мотоцикле и даже в Тольятти бывала несколько раз. Чтобы не обижать старушку молчанием, я вспомнил всё, что знаю о мотоциклах, и выразил искреннее сожаление о том, что отечественная мотоциклетная промышленность приказала долго жить…
Заодно решил спросить, сколько в Челябинске стоит проезд на автобусе. Выяснилось, что 24 рубля, то есть на восемь меньше, чем у нас. Потом собеседница вдруг замолчала и сказала:
– Знаете, а вы у меня уже третий.
После этой фразы уже мне захотелось закрыть глаза и притвориться спящим, однако бабушка вовремя пояснила:
– Заходят люди, выходят, а я всё еду. Вот и вы скоро в Волгограде сойдете, и новый человек сядет на это место. Вообще, люблю поезда: едешь себе спокойненько, не волнуешься, в отличие от самолета.
В этот момент я подумал, что лучше уже три часа слегка поволноваться и долететь до места, не мучаясь от жары, холода и назойливых собеседников.
Илья Просекин, Тольятти – Сочи – Тольятти
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 28 (1463) 21.07.23
Продолжение следует