Как и сколько тольяттинцы могут заработать за границей

Новости Тольятти augustnews.ru

За прошедшую неделю экономический фон города существенно не изменился, и благосостояние тольяттинцев по-прежнему оставляет желать лучшего.

Видимо, поэтому читатели попросили «ПН» продолжить тему заработков вдали от отчего дома. Итак, у нас новые вводные: Тольятти доходами не радует, но романтика северных вахт, о которой мы писали в прошлом номере, претит по причине «аллергии на холод». Как же быть? В этом случае есть невероятно соблазнительная перспектива под названием «работа за рубежом».

Оговоримся сразу, что мы опять-таки рассматриваем лишь «вахтовый» метод трудоустройства и о долгосрочных контрактах с западными компаниями речи в этой статье не пойдет. Основная идея – краткосрочная наемная работа в различных областях капиталистического народного хозяйства, не требующая узкоспециальных или особых знаний и навыков. Другими словами, это история о тольяттинцах, которым «посчастливилось» стать гастарбайтерами в чужом отечестве.

Начать мы хотим с истории человека, который, озаботился уровнем своих знаний со школьной парты, что и позволило ему сорвать «гастарбайтерский банк» в самой желанной стране нашего времени – Америке.

Про силу знаний

Незадолго до окончания школы Антон понял, что уверенное знание английского языка может стать хорошим подспорьем в строительстве будущей карьеры. Он уговорил родителей нанять репетитора, который и помог ему взять первый барьер на пути к успеху: Антон не только сдал выпускной экзамен на «отлично» (дело было до ЕГЭ), но и успешно прошел отбор в международную программу FSA. Эта программа для студентов и школьников, позволяющая бесплатно начать или продолжить обучение в США. По сути, Антон стал учеником 12 класса (в Америке старшеклассники учатся на год дольше) обычной американской школы в городе Альбион, штат Пенсильвания.

Детей расселили по так называемым «приемным семьям». Американские «родители» Антона оказались людьми ответственными и заботливыми. Они завели на своего нового ребенка Social security number, или, проще говоря, американский СНИЛС, а также помогли ему получить водительские права.

Через год Антон вернулся в Тольятти и поступил в ТГУ. Но далекая страна манила обратно, и следующим летом наш герой опять успешно отобрался, но уже по программе Camp Councellor USA. Теперь он ехал в США в качестве вожатого в детский лагерь. Правда, зарплата в этих лагерях очень скромная, можно сказать, символическая. По сути, это волонтерская работа на три месяца, где основной стимул – изучение языка. Зато после окончания сезона можно еще полтора месяца путешествовать по США, спустив на это заработанную мелочь. Но Антон путешествовать и прогуливать деньги не собирался. Он собирался разбогатеть.

Про оплой и чаевые

Выйдя из ворот лагеря, Антон отправился в уже родной ему штат Пенсильвания, к своим «приемным родителям». Они-то и помогли с трудоустройством на завод пластмассовых изделий. Антон полтора месяца выполнял несложную работу, срезая ножом оплой с различных деталей и укладывая их в коробки. Час работы оценивался в $5,5. Вот тут-то и пригодился Social security number: с этого момента у Антона даже начала копиться американская пенсия. Осенью в Россию вернулся обладатель $1,7 тыс.

На следующий год Антон повторил схему, но по окончании лагерной смены в Монтане он решил остаться в штате и устроился портье в гостиницу при гольф-клубе. А здесь уже пригодились полученные ранее права. Помимо перетаскивания вещей постояльцев, Антон развозил персонал (преимущественно русский и украинский) по рабочим местам на минивэне и катал американских пенсионеров на электрокаре по огромной территории клуба.

Неожиданно дедушки и бабушки стали источником дополнительного и вполне серьезного дохода. Чаевые, которыми они одаривали заботливого русского парня, лились нескончаемым потоком.

– Мне порой карманов не хватало, чтобы распихать купюры. Приходилось бегать к себе в каморку и прятать, – рассказывает нам довольный Антон.

– Почему они такие щедрые?

– Это не щедрость, а особенность национальной культуры. Чаевые в Америке – святое.

Про серьезную работу

$6 тыс.– столько привез на родину новоиспеченный портье. Портреты американских президентов вскружили голову, и Антон снова рвался в бой. Следующий год – опять лагерь, а после него штат Теннесси, где наш герой взял «повышенные обязательства». Он трудился в три смены на сталелитейном заводе, автомойке и в крупном торговом центре ночным помощником мерчендайзера.

– Когда же ты спал-то? – интересуемся мы.

– Да толком и не спал, – припомнил Антон. – Ходил как лунатик, выискивая свободную минутку, чтобы прикорнуть, стараясь не попадаться на глаза начальству и делать все очень качественно. И это в итоге сыграло свою роль: руководство торгового центра выдало мне благодарственное письмо.

Мучения Антона не прошли даром. В Тольятти он рассекал на новенькой Priora (тогда этот вазовский седан был еще очень окей), купленной из американских денег, а однокурсницы сходили с ума от привезенных им подарков. Но студенческая юность подошла к концу: Антон получил диплом, который вынудил попрощаться с программой Social security number – она только для учащихся.

Антон не стал расстраиваться, а подал документы в программу Work and Travel USA. Суть ее схожа с предыдущей: молодых соискателей направляют на различные скучные, как правило социальные, виды деятельности, дающие возможность немного заработать и посмотреть Штаты. Вот тут-то и пригодилось благодарственное письмо из торгового центра…

– По этой программе я катался в США три года. Работал в том же магазине, а заодно разнорабочим и даже официантом в большом ресторане. Последний год, чтобы везде успевать, даже машину купил – Pontiac Bonneville 87-го года. Самое смешное, что купил я ее за $400, а перед отъездом продал за $450. В среднем «американское лето» приносило мне от $4 тыс. до $6 тыс.

– Так почему ты перестал ездить?

– Причин несколько. Во-первых, я женился, да и надоело, если честно. Плюс к этому политическая обстановка не та. Но даже до охлаждения отношений найти работу в Америке стало крайне сложно. Не поверите, но сейчас там совсем не радужно в плане экономики, и те «мусорные» вакансии, которые раздавали гастарбайтерам налево и направо, сейчас заняли сами американцы. Но я очень благодарен Америке. Из-за ее школы жизни я быстро повзрослел и теперь работаю в международной компании с хорошей зарплатой и заграничными командировками.

фото: ПН