Как дети учатся на дистанционке: На уроки в пижаме не садиться!

девочка дома на дистанционном обучении
фото: «Вольный город Тольятти»

В школах города опять ввели дистанционное обучение, правда, пока только для учащихся с 6-го по 10 классы.

Выпускников и младших школьников решили не трогать.

Знаю, что в некоторых учебных заведениях для девятиклассников оставили очное обучение. Здесь тоже всё ясно – ребятам в конце года сдавать экзамены, поэтому нужно готовиться.

А как можно подготовиться дома, когда все равно тебя захватывает лень? Когда родители всё время на работе, а ты предоставлен сам себе, контроля ждать не от кого?

Вот дети и бросают учиться, на диване с тик-током и инстаграмом веселее, а жизнь похожа на рай с вкусностями, удобным креслом и планшетом.

Обычно к таким изменениям, как переход на дистанционное обучение, люди готовятся заранее: технически, морально, эмоционально. Понимая, зачем им это нужно и как всё устроено. У нас не было времени на настройку и подготовку.

Когда человек оказывается в ситуации, когда он обстоятельства не выбирает – это всегда стресс. Причем стресс для всех: детей, родителей, преподавателей, системы образования.

Всё произошло слишком быстро, непонятно для всех. И всем приходится подстраиваться под эти самые обстоятельства, но не у всех получается. Нужно выключать панику (родителям) и не нервировать лишний раз своих детей.

Родители некоторых школьников выступили с обращением к губернатору Дмитрию Азарову и мэру Ренцу. Они потребовали наложить мораторий на дистанционное обучение, введенное в некоторых районах региона из-за ситуации с коронавирусом. Это обращение было опубликовано в сети.

Я его читала. Что тут сказать? Всем тяжело.

Мы как бы все время находимся в отрицании ситуации, непринятии. Живем и надеемся, что всё скоро кончится. Нам необходимо понять: ситуация изменилась, и это не наша вина, что мы не справляемся, сейчас многие не справляются. Это вынужденная мера в условиях мирового кризиса, она не продумана как следует, поэтому и не нужно ожидать хороших результатов.

А еще не стоит ждать высоких достижений ни от себя, ни от ребенка, ни от учителей. Сейчас главное – здоровье и спокойствие.

Важно принять ситуацию как что-то новое, необычное и то, что мы проходим впервые. Как ребенок учится ходить, так и мы сейчас учимся ходить, причем не зная, что нас ждет за поворотом. Если же находимся в стадии отрицания, то ресурсы будут в заморозке, и сложно станет что-то делать.

Разберитесь заранее с тем, как работают онлайн-уроки. В школах сейчас используются разные платформы: кто-то работает в «Zoom», как и раньше, некоторые школы применяют для дистанционного обучения программу «Discord».

Ребенок входит в программу через свой логин и пароль в электронном дневнике. Открывается окно того предмета, который идет по расписанию. Если родители эту информацию имеют, то они могут помочь детям организоваться, чтобы посещать онлайн-уроки.

Сейчас многие жалуются на непомерно большое количество домашних заданий, осваивание новых интернет-ресурсов, которые еще и недостаточно подготовлены к такому количеству учащихся. Особенно страдают семьи, в которых по нескольку детей, проблемы банальные – один компьютер или один родитель на всех.

В таких условиях, даже если раньше всё получалась на «отлично», могут понизиться результаты, но это совершенно не показатель того, что ребенок резко деградировал.

У меня была возможность находиться день дома, и я прослушала онлайн-уроки своей семиклассницы.

Всё стандартно: 6-7 уроков плюс внеурочная деятельность. Учителя выходят на связь, приветствие и – поехали. Каждому классу свое задание, преподаватели объясняют ребятам новые темы через установленные в своих смартфонах интерактивные доски.

Вот урок геометрии, учитель рисует треугольник, обозначает буквы, приводит примеры. Намного тяжелее, чем вживую на очном обучении. А еще надо дождаться обратной связи от учеников. Все ли поняли? Все ли на местах? Здесь подключается классный руководитель, он сбрасывает нам, в родительский чат, скриншоты присутствующих детей на уроках. Далее следует вопрос:

– Родители! Где остальные? Урок уже идет…

Кому тяжелее? Сложно ответить. Детям нужно брать себя в руки, переступать лень, сползать с дивана и делать-таки эти уроки. Благо, к каждому учителю можно обратиться через обучающее мобильное приложение, телефон, да просто написать в чат с просьбой объяснить непонятное.

Порадовали уроки русского языка и литературы. На русском ребята писали диктант. Дай Бог здоровья этому терпеливому учителю: она, бедная, по 10 раз диктовала одно и то же предложение, пока каждый не записал и не переспросил. Я была на кухне и уже выучила этот диктант! Вновь кто-то переспросил.

– Ну, я же так диктую вам, с такими паузами, что ясно и понятно, где и какие ставить знаки препинания. Продолжаем…

На литературе по цепочке читали Тургенева, а я сидела, слушала детские голоса и вспоминала свое школьное время.

На физике и биологии ребятам скинули эксперименты и опыты с обучающего курса на ютубе. Тоже вот помощник незаменимый. Это видеоуроки – как фиксики или галилео, только для подростков.

Также они выполняют и физкультуру, необходимо пройти с онлайн-тренером 20-минутные упражнения, а фото некоторых движений (приседания, скручивания, прыжки) сбросить в чат преподавателю. Дети либо селфи сами делают, либо просят родителей запечатлеть их.

Конечно, физкультминутки необходимы. Многие ребята стесняются дома и не выполняют зарядку, другие ленятся. Плюс к этому, обязательно нужно делать упражнения для глаз. Можно найти в интернете простую гимнастику для глаз и выполнять. Всего 5-7 минут в день, а эффект есть.

Я отметила несколько минусов дистанционного обучения. Это, конечно, питание. Да-да, когда родители целыми днями на работе, ребенок живет на бесконечных перекусах всухомятку: печенье, бутерброды, сушки, сладости, желе, йогурты. И, естественно, походы в булочные. Хорошо, если школьник любит яблоки и бананы, а еще не ленится и может разогреть себе тарелку куриного супа или борща.

Я знаю, многие дети и родители переживают сейчас, что не всё получается, какие-то темы остаются не до конца разобранными и осмысленными. Мы, например, усвоили геометрию с физикой, дочь получает «пятерки», зато алгебра – только на «хорошо». Она переживает, а я нет.

Настолько ли актуально сейчас переживать, что у нас что-то плохо получается? Теперь у всего мира много что плохо получается. Поэтому стараемся не нервничать, всё нормально, прорвемся…

Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»