К расширению Лесопаркового шоссе отношусь отрицательно

Алексей Степанов, депутат Самарской губернской думы, президент СК «Мега-Лада» убежден, что альтернативный вариант лесной дороге между Центральным и Автозаводским районами Тольятти еще предстоит найти, сообщает «День города».

После того, как 18 марта 2018 года жители Тольятти активно проголосовали против строительства лесной дороги из Старого в Новый город, городское сообщество вновь занялось поиском альтернативы. Не очень активно, и тем не менее.

Первым свою точку зрения озвучил глава Тольятти Сергей Анташев, заявивший о необходимости расширения до 4-х полос Лесопаркового шоссе и строительства развязки на пересечении Южного, Автозаводского и Хрящевского шоссе.

Стоит сказать, что еще в 2008-2009 годах мэрия Тольятти потратилась на разработку этих проектов, но дальше дело не сдвинулось. Проекты за давностью лет устарели, нужно заказывать новые, а кроме того, решить вопрос по отчуждению в муниципальную собственность отдельных земельных участков.

Депутаты думы Тольятти уже предложили главе сделать шаги в этом направлении. Их коллега, депутат Самарской губернской думы Алексей Степанов полагает, что подход типа «был проект, давайте к нему вернемся», слишком упрощенный.

Алексей Степанов: — Если вы спросите меня, как я отношусь к проекту расширения Лесопаркового шоссе, скажу прямо: «Отрицательно». Я думаю, что устройством еще двух полос к двум имеющимся проблему транспортного сообщения между Центральным и Автозаводским районами не решит. Особенно в долгосрочной перспективе.
Зато мы можем окончательно лишиться зоны отдыха, вызвать недовольство людей, я имею в виду, прежде всего, жителей Портпоселка. И еще – расширение дороги приведет к вырубке леса, который уцелел при пожаре 2010 года.

— Но вы же не станете отрицать наличие проблемы, которую необходимо решать?

— То, что Тольятти ожидает транспортный коллапс, люди понимали еще в советское время. Мне рассказывал отец (Анатолий Степанов возглавлял Центральный район Тольятти, будучи секретарем райкома КПСС, главой администрации — ред.), что из Ленинграда приглашали специалистов, которые долго и внимательно все изучили, а потом заявили, что не спасут нас никакие дороги, город будет расти. Спасет одно – метро. Даже маршрут наметили: от ВАЗа по ул. Спортивной в зону отдыха с выходом на ул. Баныкина, на бульваре Ленина отдельная ветка уходила в промзону Центрального района, а основная – в Комсомольск до Шлюзового. Но в советском время метро строили только в городах-миллионниках. Тольятти под этот стандарт не подходил, и идея умерла на корню. Самара подошла, но достроить не успели.

За прошедшее время транспортная проблема не разрешилась. Чем дальше, тем хуже становится. Если мы примем решение добавить Лесопарковому шоссе еще две полосы, снимутся ли они эту напряженность? Если да, то надолго ли? Если на год-два, а число автомобилей в городе только увеличивается, то я не вижу смысла.

— Что больше всего не устраивает?

— Не известно, рассматриваются ли другие альтернативные варианты. К примеру, Южное шоссе. Сложность движения из Центрального района по Южке – повороты налево для въезда в кварталы. Бываешь в других городах и видишь, что на сквозных магистралях транспортный поток регулируют не светофоры, там устроены развязки. И здесь нужно сделать таких развязок две-три.

— Такой проект развития уличной сети в Тольятти еще в 2007 году предлагал институт Градостроительства НПП «Экоград». Для обеспечения непрерывности движения по Южному шоссе московские проектировщики предусмотрели сооружение четырех транспортных развязок на разных уровнях: на пересечении Южного шоссе с Обводной дорогой, с ул. Тополиной, с ул. Яшина, с Хрящевским шоссе и ул. 40 лет Победы.

— Я считаю, что это вариант. Кто сказал, что нельзя задействовать Обводное шоссе, Хрящевское. Я как автомобилист понимаю, что проеду несколько лишних километров, но по времени выиграю. Возьмите Москву, здесь никто не ездит с одного конца города в другой по прямой, все выезжают на кольца, объезжают, а потом заезжают внутрь.

Знаю, что мне скажут: «Там Ставропольский район, там ЗАО «Нива», с ней будет сложно договориться». Давайте не будем договариваться с соседями, а забубеним еще две полосы в зоне отдыха и вызовем недовольство людей. Уже сейчас к воде подойти-то негде, кругом частные территории. И дети на каникулах будут бегать к Волге через дорогу наудачу, чтоб не оказаться под колесами автомобилей.

— В качестве аргумента за расширение Лесопаркового шоссе может быть заявлено, что построить еще две полосы дешевле, чем возводить развязки на Южном шоссе.

— Оценивать, что дешевле, а что дороже, — не берусь. У меня возникает вопрос: а улицу Комзина мы расширять будем? Если нет, то тогда от пробок на 4-полосном Лесопарковом шоссе мы не избавимся, оно будет упираться в горловину 2-полосной ул. Комзина.

Сейчас многие ругают Собянина в Москве за реконструкцию ул.Тверской. Он объяснил, что проезжая часть на Тверской разной ширины, ее решили выровнять, а «излишки» отдать пешеходам. Теперь, когда дорога стала одинаковой по ширине, поток распределился равномерно. Сложности для автомобилистов есть, но их меньше, Тверская как раньше не стоит в пробках.

Мне кажется, что расширение Лесопаркового шоссе с экономической точки зрения – золотой проект, развязки делаются проще чисто технически. Может быть я ошибаюсь, но пускай мне и горожанам докажут, что сложнее сделать съезд с Южного шоссе.

Возможно, что часть заторов на дорогах можно решить, поменяв режим регулирования движения, сделать промежутки движения дольше – 90, 150 секунд, чтобы пока горит «зеленый», весь скопившийся транспорт уезжал.

У меня складывается впечатление, что анализом того, что происходит на дорогах, никто всерьез не занимается. К примеру, очень долго думали, чтобы на перекрестке ул. Родины и Баныкина разрешить поворот направо. Такой маневр никаких помех не создавал, но думали долго. Может и в случае с Лесопарковым шоссе стоит помозговать, посмотреть, привлечь всех специалистов, прежде чем еще две полосы строить.

И еще мы сами создали себе проблемы, когда запустили на улицы города «Газели». Поставили на грань выживания муниципальный общественный транспорт. Кто-то зарабатывает, а мы тут бегаем как угорелые, ищем деньги на дотации для ТТУ, АТП-3. Надо убрать коммерческий транспорт, или, как минимум, ограничить, и тогда муниципальный будет окупаться. Примеров тому полно – за границей нет коммерческого транспорта, есть общественный муниципальный транспорт, который работает как часы, люди передвигаются, все автобусы, трамваи новые, в бюджет деньги поступают. Почему бы не перенять положительный опыт?

Опять же в Тольятти дороги коммерческим транспортом забиты, если мы «Газели» уберем, глядишь, и коллапса не будет.

Чтобы решить проблему транспортного сообщения между районами, надо подойти более основательно и комплексно: подумать, все проанализировать и принять взвешенное решение. А то деньги вбухаем, а через два года и на Лесопарковом шоссе в пробке встанем.

— Не надо забывать, что в зоне отдыха расположен городской пляж, и туда безопасный доступ должен быть обеспечен.

— Наземный переход мы строить не будем, дорого. Установим светофор. На этом все закончится, все движение встанет.

алексей степанов депутат самрской думы

фото: «День города»