Известный итальянский дирижер и музыкальный критик Марко Букколо в Тольятти

Новости Тольятти augustnews.ru

Известный итальянский дирижер и музыкальный критик Марко Букколо приехал в наш город, чтобы принять участие в «Параде дирижеров».

Этот проект задуман и реализуется в рамках одного из абонементов Тольяттинской филармонии. На этот раз в концерте звучали Ф. Мендельсон, Э. Элгар и Э. Григ.

Беднее, чем в прошлом

— Марко, не знаю, как у вас в Италии, а у нас перед Новым годом все мечтают о чуде, все хотят найти какую-нибудь волшебную палочку, чтобы чудеса сбылись. А вы свою волшебную дирижерскую палочку нашли довольно рано...

— Я думаю, что основное волшебство в работе дирижера — это умение поделиться. Все музыканты — большие счастливцы. Мы счастливы, потому что мы верим в красоту. И если кто-то верит в красоту, то его жизнь находится уже на другом уровне, чем просто жизнь. Я думаю, что качество нашей жизни определяется не экономической ситуацией, а умением чувствовать эту красоту. Если у нас в жизни есть надежда и красота, то жизнь уже наполнена смыслом.

— Но Италия так красива, что все в ней должны были бы быть музыкантами и дирижерами…

— Может быть! Конечно, Италия — основательница оперы, но я бы не сказал, что сейчас у нас с музыкой в стране все обстоит так уж прекрасно.

— Тогда срочно нужно разобраться, что же у вас с этим не так?

— В Италии, как и везде в мире, сейчас непросто исполнять музыку. Италия много лет концентрировалась на поддержке экономики, в связи с этим у нас срезались расходы на образование и культуру. И сейчас мы себя чувствуем гораздо беднее, чем в прошлом. Потому что мы не чувствуем поддержки от государства в сфере образования, культуры, музыки. А это очень важно. Я думаю, что в России тоже есть проблема поддержки культуры. А вы — страна, которая достигла в искусстве гениальных высот. Я был когда-то в Питере, Эрмитаж тогда был закрыт, и я пришел в Русский музей. В Русском я познакомился с полотнами великих живописцев, с русскими художниками Айвазовским и Куинджи. И был в восторге от этого знакомства. Теперь Куинджи — лучший для меня.

Строительство… людей

— У культуры — отсроченный эффект, и только через несколько десятилетий мы увидим плоды в строительстве людей. В формировании нового уровня культуры.

— Тольяттинская филармония тоже строит будущее здание культуры, сегодня — вместе с вами.

— Я думаю, совсем не важно, какой нации принадлежит человек, когда он занимается культурой. Мы часто говорим о мире во всем мире. О соединении между людьми. Я не думаю, что путь к этому объединению лежит в поле экономики. И про религию у меня тоже есть определенные сомнения: вряд ли она всех объединит. Но я вижу, что люди могут реально объединиться вокруг искусства. Потому что каждый человек способен чувствовать красоту. И во имя красоты мы можем стать ближе. Искусство — это что-то, что превыше всего.

Это вам не рояль купить

— Когда-то вы уже работали с русскими оркестрами в Санкт-Петербурге и Самаре. Теперь вы встретились с Тольяттинским симфоническим оркестром, уже репетировали с ним. И это тот случай, когда дирижеру и музыкантам надо как-то быстро совпасть, влюбиться друг в друга. Удалось? Какие у вас ощущения от совместной работы?

— Великая музыкальность русских людей известна всему миру. И каждый раз, когда я работаю с русскими оркестрами, я чувствую ее. Но я вижу, что оркестрам надо улучшаться, расти. Выстроить оркестр и содержать его — это тяжелая работа. Это не так просто, как купить рояль. Рояль купили, поставили, и все в порядке. Правда, иногда нужно его тоже настраивать, но в целом он работает нормально.

— А наш оркестр?

— О, я в России и здесь в частности чувствую, что мне очень рады. Музыканты готовы расти, готовы учиться. Есть, конечно, языковой барьер. И для меня это непросто. Иногда бывает очень сложно объяснить музыкантам, чего бы я хотел, поэтому приходится объясняться языком тела, дирижерской палочкой. Конечно, иностранцу требуется намного больше времени, чтобы добиться нужного звучания. Иногда бывает так, что только все начинает получаться, а тебе уже нужно уезжать. Я совершенно уверен, что на концерте все насладятся музыкой.

— Марко, вам показали наш город?

— Я видел Волгу и памятник Татищеву. Здесь есть явная связь с Италией и в машинах. Я живу недалеко от Турина. Я знаю людей, которые бывали в Тольятти, когда здесь делали «копейку». И когда я дирижировал в первый раз в Самаре, я знал, что Тольятти — не так далеко, но тогда не случилось приехать в ваш город. И теперь я здесь. И для меня было очень радостно узнать, что в Тольятти есть Центр итальянской культуры. Это значит, что итальянцы сделали, видимо, что-то хорошее. И итальянцы с русскими нашли точки соприкосновения.

— Вы сами выбирали произведения, которые исполняются в вашем концерте в Тольятти? Вы романтик?

— Мне кажется, что звучание российских оркестров для романтического репертуара наиболее подходит. Несколько месяцев назад я дирижировал в Томске…

— Зимой в Сибири?

— Да, и было не очень холодно! И там был Моцарт. И все было хорошо, но поскольку я знаю, что русские любят программную музыку, я решил, что здесь, в Тольятти, будет Григ. И еще Мендельсон. Я, конечно, спросил ваш оркестр, какой инструмент мог бы здесь солировать. И мне сразу сказали, что солировать будет скрипка — Анна Шаталова. И это отлично ложилось на музыку Мендельсона и Грига.

Между севером и югом

— Марко, до Нового года осталось всего две недели. Чего вы от него ждете? Будете ли вы в восемнадцатом году хоть капельку скучать по Тольятти?

— Я всегда скучаю по тому, что прошло. Дирижирование — это всегда соединение с людьми, поэтому частичку души оставляю там, где побывал. Но я не только музыкант, но и учитель. Я хочу расти вместе со своими студентами. Я пока не думаю о возвращении в Россию. Может быть, я попробую… когда-нибудь. Но пока собираюсь в Китай.

— А на Рождество — к своим, домой?

— У каждой итальянской семьи — свои традиции. Я — с севера Италии, но моя семья — южане. И поэтому традиции у нас где-то посерединке между севером и югом. В сочельник вся моя семья собирается вместе, и в полночь мы идем в церковь на службу. А 24-25 декабря — это дни для семьи. Потом я думаю уехать в горы. Я очень нуждаюсь в том, чтобы отдохнуть, позаниматься, поучиться в тишине гор. Мне нравится отдыхать в горах, и где-то до шестого января я обычно отшельничаю там вместе с семьей. А потом снова за работу.

Веселый человек и известный итальянский музыкант Марко Букколо «прошелся» в параде дирижеров, и теперь Тольяттинская филармония готовится к следующей знаковой фигуре в этом абонементе — дирижер Кеничи Симура из Японии, возможно, познакомит тольяттинцев с музыкой компьютерных игр.

Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru

фото: «Площадь Свободы»