Изменения в “газельных” перевозках

Жителей беспокоит, что предложения чиновников останутся только на бумаге.

Мы сообщали, что в связи с новой маршрутной сетью городского пассажирского транспорта, которая заработает в Тольятти с 1 января 2015 года, обещает существенно измениться жизнь «безлошадного» населения микрорайона Портовый. В частности, с нового года в поселок перестанет ходить убыточный для транспортников троллейбусный маршрут № 1. Исчезнет отсюда и привычный автобус № 11, функции которого в основном возьмет на себя нынешний 91-й маршрут, на котором сегодня бегают неутомимые «газели». Но схему их движения продлят от действующего конечного пункта на «Буревестнике» до депо на улице Новозаводской в районе бывшего завода «Фосфор». На подмогу 91-му автобусу также придет уже привычный горожанам маршрут № 93, действующая схема движения которого, впрочем, существенно не изменится.

Все эти изменения, повторим, официально вступают в силу с 1 января 2015 года. Впрочем, последний из ныне действующих муниципальных маршрутов городского пассажирского транспорта исчезнет из Портпоселка уже сегодня, 1 октября. Речь идет об автобусном рейсе № 11, который, как известно, обычно курсирует между депо на улице Новозаводской и яхт-клубом «Химик». Правда, эта схема движения, как выяснилось, действует только в летний период. А на время зимнего сезона конечную 11-го маршрута традиционно переносят с «Химика» к диспетчерскому пункту на улице Баныкина. Так будет и в нынешнем году: с сегодняшнего дня автобус № 11 в зону отдыха въезжать перестанет и от автовокзала начнет сразу поворачивать в депо.

На первый взгляд, схема обкатанная и вполне привычная, так что волнений среди пассажиров вызывать вроде бы не должна. Однако жители Портпоселка, среди которых преимущественно пенсионеры, инвалиды и другие льготные категории граждан, негодуют. И вот по какой причине.

Уже больше месяца 11-й автобус оставался единственным связующим звеном между поселком и Центральным районом, пассажиры которого могли оплатить проезд с помощью социальной карты. Дело в том, что из-за долгов ТТУ перед энергетиками контактная сеть троллейбусной линии, тянущаяся от автовокзала до памятника отцу-основателю Тольятти Василию Татищеву, обесточена. Соответственно, троллейбусы № 1 в Портпоселок давно не катаются, а разворачиваются в депо на перекрестке улиц Мира и Родины.

Как рассказала председатель ТОС-23 Нина Коновалова, до сих пор жителей Портпоселка выручал 11-й автобус, где действуют все возможные льготы по оплате проезда. Но теперь льготники микрорайона, переживает собеседница, остаются фактически ни с чем, потому как в маршрутках социальные карты не действуют. А раз так, людям придется либо отсиживаться дома, либо выкладывать наличные за каждую поездку в Центральный район, где многие жители Портпоселка запасаются продуктами, получают социально-бытовые услуги, посещают медицинские и образовательные учреждения и пр. И это несмотря на то, что на руках у пассажиров есть социальные карты, для владельцев которых муниципалитет обязан обеспечить льготный проезд в городском общественном транспорте.

— Во время обсуждения новой маршрутной сети мы, жители Портпоселка, неоднократно предлагали мэрии свой вариант дальнейшего развития событий, — сетует Нина Коновалова. — Более того, мы даже были согласны на отмену автобуса № 11 и троллейбуса № 1, но взамен просили продлить до яхт-клуба «Химик» схему движения троллейбуса № 7, который фактически дублирует 1-й троллейбусный маршрут на протяжении всей улицы Мира. Эти и другие наши предложения были неоднократно зафиксированы в протоколах разных уровней, вплоть до губернатора, но на деле ничего не выполнено. Наоборот, сначала нас раньше времени оставили без троллейбуса № 1, а теперь мы лишаемся еще и автобуса № 11. Неужели такого отношения к нам, простым жителям Тольятти, мы ждем, когда выбираем власть?

Возмущение льготников Портпоселка, безусловно, понятно и небеспочвенно. Однако в мэрии, как выяснилось, подобное развитие ситуации просчитали наперед. А потому заранее приготовили для горожан альтернативу, которая, надеются чиновники, позволит снизить градус социального напряжения.

Как рассказал  руководитель управления транспорта департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти Андрей Чумаков, уже сегодня, 1 октября, перевозить льготников из Портпоселка в Центральный район и обратно начнут подконтрольные муниципалитету коммерческие маршруты №№ 91 и 93. Схема предлагается довольно простая. При входе в маршрутку в Портпоселке льготник предъявляет водителю социальную карту и спокойно, а главное бесплатно, едет на рынок, в поликлинику или по каким-то другим делам в Центральный район. По возвращении домой такой пассажир также предъявляет водителю маршрутки социальную карту, правда уже при выходе в Портпоселке, и снова совершенно бесплатно покидает салон автобуса. Если же пассажир с социальной картой пожелает проехать, скажем, не только в Центральный район, но и в Новый город, за это удовольствие ему уже придется заплатить. Дело в том, что предложенная чиновниками альтернативная схема действует только между Портпоселком и Старым городом, которые и связывали до сих пор автобус № 11 и троллейбус № 1.

По словам Андрея Чумакова, все необходимые договоренности с владельцами маршрутов №№ 91 и 93 по поводу льготной перевозки жителей Портпоселка в Центральный район и обратно достигнуты. Водители самих маршруток также предупреждены и проинструктированы, о чем дополнительно будут свидетельствовать объявления, развешанные в салонах микроавтобусов. В связи с этим в мэрии рассчитывают, что накладок в новой схеме возникать не должно. Остается надеяться, что того же мнения будут придерживаться и сами льготники Портпоселка, для многих из которых может стать существенной проблемой не просто проезд, а даже сама посадка в плохо приспособленную для пассажирских перевозок «газель»…

Юлия Романенко, газета “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников