27 марта – день памяти Ивана Комзина, первого начальника управления строительства «Куйбышевгидрострой».
Этот человек изменил жизнь великой русской реки Волги. Творец и созидатель, поразивший мир масштабом строительства гидроузла, с которым мог справиться только человек такой мощи и масштаба.
Хватило отваги
Он родился в 1905-м, а ушел весной 1983-го, оставив на память тольяттинцам дома и заводы, возведенные под его руководством. И гордость за уникальную судьбу города. И благодарность поколению, которому хватило отваги поверить в почти несбыточное, осуществить его ценой невероятного труда и таланта и назвать все это счастьем.
«Это и есть счастье» – так назвал он свою книгу, увидевшую свет в 1959 году. Книгу, которая и есть тот настоящий и искренний учебник патриотизма, который мне повезло прочитать благодаря Тольяттинскому краеведческому музею. Музейщики умеют хранить память. Они оцифровали этот небанальный труд, и вот теперь книга про счастье есть в свободном доступе на сайте краеведческого.
А вот дневниковые записи Ивана Васильевича мне разрешили почитать в фондовом отделе музея. С лупой, в белых перчатках, чтобы не нарушить сохранность уникального документа, бережно хранимого для потомков. И честное слово, без волнения эти страницы читать было просто невозможно. Потому что главное впечатление от «трудного» и уж точно не каллиграфического почерка Комзина – это предощущение того, чего еще нигде и никогда не было. Предчувствие того, к чему мы сегодня, казалось бы, не относимся как к чуду. Что в волжской степи только предвидели, лишь угадывали, примеряя к обстоятельствам, силы и возможности человека в покорении природы.
Счастье коммуниста
«Меня жизнь не баловала. И мерз, и недоедал, и тяжко переживал ошибки, и терпел поражения в деловых спорах, и мучился собственным невежеством, и рисковал, и превозмогал смертельную усталость, сидя долгими бессонными ночами за книгой. Но я мерз, добывая тепло. Недоедал, создавая изобилие… И теперь я говорю: это оно и есть, мое счастье, мое нелегкое, зато настоящее счастье коммуниста, – одно из главных признаний в книге Ивана Комзина «Это и есть счастье». – Да, это записки о нашем счастье, о счастье строителя. Быть в холодных котлованах с первыми строителями великой Магнитки – это, по-моему, счастье. А жить без тревог и волнений в тихом довольстве – это, по-моему, прозябание. Счастье как раз в том, чтобы прийти в степь, на пустынное поле, обосноваться в походном лагере, пить чай у костра, а потом увидеть, как твоими руками и руками твоих друзей создавался на радость тысячам и десяткам тысяч советских людей новый прекрасный город».
Стращали нещадно
И этот прекрасный город, конечно же, помнит, что именно под руководством Ивана Васильевича Комзина была построена Куйбышевская ГЭС, на момент пуска (в 1958 году) крупнейшая в мире. На ее строительстве было выполнено 185 млн кубометров земляных работ, уложено 7,3 млн кубометров бетона и железобетона, смонтировано 100 тыс. тонн металлоконструкций. А в ходе работ был установлен мировой рекорд по укладке бетона – более 19 тыс. кубометров в сутки.
Под руководством Комзина были построены «Волгоцеммаш», Жигулевский комбинат строительных материалов и электротехнический завод.
Хорошее слово «дерзкий». Он был дерзким и мудрым мечтателем.
«В Гидропроекте я наслушался страшных историй о прорывах перемычек и затопленных котлованах. Об авариях и катастрофах из-за неосторожного обращения с большими реками, – вспоминал Иван Комзин. – Стращали меня усиленно. Это был своего рода педагогический прием. В самом деле, справимся ли мы с Волгой? Первая перемычка должна сократить русло почти наполовину. Задача более чем смелая. Но Волга покорно отступила…
День рождения молодого моря – 16 ноября 1955 года. В 8 часов 35 минут утра Разин отдал команду закрыть донные отверстия и начать наполнение водохранилища. Наступили дни больших переживаний. Мы и просыпались, и ложились спать с одной тревожной мыслью: на сколько прибудет Волга? А вдруг наши расчеты не верны? Вдруг природа нас подведет? Вдруг не накопится вода и мы осрамимся со своими турбинами?»
Полноводный декабрь
«Декабрь. Кругом белым-бело, – пишет историю Иван Васильевич. – Река покрыта льдом. И в такую стужу наперекор стихиям идет бурное половодье. Лед дрожит, ворочается. Водой залило все ерики, воложки, заливы и впадины. Ефимов будит меня ночью срочным докладом: «В водохранилище накопилось столько воды, сколько нужно для работы двух первых агрегатов. Море готово к работе. Море – к нашим услугам».
Как он это запросто и весело написал – «море к нашим услугам»! Так мог сказать только человек, который сделал это своими руками. Вдохновляясь искренне патриотичной, коллективной волей. Люди ехали на наши берега буквально со всех уголков страны, потому что очень хотели участвовать в великой стройке своего государства.
Воли Комзина хватало на все. На то, например, чтобы в этом городе вовремя открылись сначала техникум (стройке нужны были рукастые, но прежде всего грамотные специалисты), потом филиал Самарского индустриального института, которые ковали кадры. Так что Тольяттинский политех тоже обязан своим возникновением Комзину. И биостанция, которая стала со временем Институтом экологии Волжского бассейна. Комзин лично увлек идеей института легендарного полярника Ивана Папанина, в свое время курирующего науку.
Так нескучно жить, так тратить себя ради нас, нужно было посметь. Говорят, что пары сапог или ботинок 46-го размера этому большому, плечистому мужчине хватало всего… на две недели. Потому что Комзин управлял не из кабинета. Принимал решение не в уютном кресле. Своими ногами – и по щебенке, и по котловану, и по бездорожью. Часто в острых спорах с вышестоящим начальством. Ведь ему с этого бездорожья точно было виднее.
Орден Голубого Нила
Старший научный сотрудник, хранитель коллекции Тольяттинского краеведческого музея Галина Савельева показывает, как бережно и теперь уже вполне современно хранятся личные документы Комзина, его почетные грамоты и фотоальбомы, мандаты.
Хранилище №7. Еще год назад здесь стояли старые, рассохшиеся деревянные шкафы для экспонатов. Теперь здесь правит климат-контроль: поддерживается температура 17-20 градусов Цельсия, влажность – от 40 до 50. Это очень важно. Ведь бумажные архивы не выносят резких перепадов температур. Это значит, что сегодня благодаря гранту «Татнефти» за сохранность бумажных, в том числе вот таких именных, коллекций здесь можно не переживать.
– Незаурядная личность, – говорит Галина, показывая один из залов музея с фотографией Комзина в эпохальной кожанке. – ГЭС – не первая его стройка. Сильный и даже жесткий руководитель. Смотришь на эти фотографии и документы сегодня, и тебя «мурашит». Я не представляю, как это все можно было сделать, как можно было справиться с такими огромными масштабами строительства.
Эти «мурашки» – волнение человека, который посвятил себя хранению музейного богатства профессионально. Казалось бы, можно привыкнуть – но не привыкается.
В другой коллекции музея хранится редкостная награда Комзина – орден Голубого Нила. Таких наград всего 11 в мире. Ее вручили в далекой жаркой стране. Ведь после Куйбышевской в судьбе Комзина случилась еще одна – Асуанская ГЭС, в Египте.
Следующая страница биографии Ивана Комзина открылась для меня случайно. И точно не в музее. Рунет подбросил интересный эпизод о том, как в 1957 году Иван Комзин получил звание профессора: «По воспоминаниям А.Т.Паренского, Комзин пришел на заседание ученого совета в полной генеральской форме со свитой, которая несла несколько десятков альбомов с фотографиями. Его научный доклад был краток: «Уважаемые члены ученого совета, я строитель-практик, у меня не было времени для написания монографий и диссертаций, вся моя работа представлена на фотографиях объектов, возведенных под моим руководством в Магнитогорске, Турции, Таллине, Севастополе, а также на Куйбышевском гидроузле, в Ставрополе. Я с удовольствием отвечу на все ваши вопросы. Спасибо».
Он, конечно, ответил.
Факт
1 сентября 1983 года именем Комзина была названа улица в Тольятти. 12 августа того же года в Портпоселке появился памятник. Имя Комзина носит тольяттинская школа №2.
Кстати
На днях в редакцию нашей газеты обратилась представитель совета территориального общественного самоуправления №23 Портпоселка Нина Васильевна Коновалова. Она обеспокоена состоянием памятного знака Комзину. И справедливо считает, что подлатать памятник, объединив ресурсы, время и благодарность в дни памяти Комзину, самое время.
Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»