История нашего города с 1917 по 1960 год

Новости Тольятти augustnews.ru

Свершилось! В Тольяттинском краеведческом музее открылась новая историческая экспозиция «20 век: Ставрополь-Тольятти» (Часть I), рассказывающая об истории нашего города с 1917 по 1960 год. Позади – больше 2-х лет подготовки, исследовательской работы, работы с экспонатами, с визуальной концепцией – путь от рождения идеи до ее воплощения.

30 сентября в музее было многолюдно. Поздравить музейщиков и первыми посмотреть на результат их труда пришли представители власти – зам. Министра культуры Самарской области Ирина Калягина, руководитель департамента культуры Надежда Булюкина, депутат губернской Думы Александр Дроботов, депутаты Тольяттинской городской Думы, коллеги музейщики, друзья и партнеры музея.

В холле гостей встречал один из символов советского 20 века – «живая скульптура» «рабочий и колхозница» в исполнении актеров уличного театра «Барселона». Но, в отличие от известного произведения Мухиной, рабочий иногда приобнимал решивших с ним сфотографироваться гостей, а колхозница загадочно улыбалась. Тут же у пришедших была еще одна возможность сфотографироваться с героями ушедшего века – участниками первой мировой войны в исполнении представителей военно-исторического клуба «Волжские стрелки» – как русскими, так и немецкими солдатами, которые в компании с сестрой милосердия тоже охотно позировали. Также гостям было предложено «идентифицировать себя в 20 веке» — выбрать сувенир на память – «медаль» с героической надписью. Кто-то оказался «культурным героем», кто-то «героем войны», «героем нашего времени», «героем фабрик и заводов», «героем полей» и т.п.

«Включившись» таким образом в 20 век, гости проследовали в конференц-зал, где прошла торжественная часть церемонии. Директор музея Наталья Ланкова представила всем присутствующим и наградила благодарственными письмами, цветами и подарками тех, без кого реализация проекта не состоялась бы – рабочую группу проекта – дизайнеров, научных сотрудников экспозиционного и фондового отделов музея, инженеров, строителей, программистов, Попечительский совет музея, Правительство Самарской области, мэрии города,  представителей благотворительных фондов – фонда «Духовное наследие» им. С. Ф. Жилкина и «Фонда Тольятти», фонда развития местных сообществ «Люди дела»,  филантропов: Ирину Гендель и Алексея Борисова,  АО «КуйбышевАзот» и ООО «Галатея». Все, кто выходил на импровизированную сцену, на ней и оставались, и к концу церемонии приглашенные гости смогли увидеть, какая большая и дружная команда работала над созданием новой экспозиции. Прозвучало много благодарственных слов, пожеланий и напутствий музею.

После церемонии награждения гости отправились знакомиться с новой экспозицией. «20 век: Ставрополь-Тольятти» начался с цитаты Годара: «Жизнь проходит, и воспоминание, которое она о себе оставляет, принимает обличие ее изображения». Цитируя французского кинорежиссера, критика и теоретика кино, музей подводит посетителей к пониманию концепции экспозиции: подход к истории 20 века с точки зрения кино, где каждый персонаж – киногерой, а каждый отрезок времени – кадр кинохроники. Все пространство экспозиции разделено на отдельные «кинозалы» с названием известных в прошлом городских кинотеатров: «Буревестник», «Авангард» и «Маяк». Начало экспозиции представляет собой входную зону «киноплекса», где посетитель берет билет на «киносеанс». Билет в экспозицию оснащен электронным кодом, который кроме права прохода в экспозицию дает доступ ко всей дополнительной информации, заключенной в мультимедийных зонах.

Гости с удовольствием прошлись по новым залам.  Экспозиция построена по такому принципу, что каждый, кто здесь оказывается, перестает ощущать себя зрителем, он становится полноправным участником «кинокартины». Свет в залах и направленный звук, осуществляющиеся по продуманным сценариям, погрузили посетителей в уже утраченный Ставрополь. Этому способствовала и кинохроника, которая в определенный момент возникла на большом экране. В «Буревестнике» гости узнали о жизни Ставрополя в мятежные и бурные годы революции и гражданской войны. Предметы, документы, инсталляции рассказывают о «купеческом» зажиточном провинциальном городе и лихорадке перехода к новой власти, о продразверстке и «чапанном восстании», о «сплошной» коллективизации. В одном из технических «аттракционов» — «монтажной» — каждый желающий смог стать в полном смысле слова действующим лицом любого выбранного им времени. Эта комната дает возможность выбрать понравившиеся цифровые копии фотографий из фондов музея, сфотографировать себя при помощи размещенной в ней камеры и, «подставив» свое лицо в старую фотографию, отправить полученный файл на свою электронную почту.

В «Авангарде» посетители узнали о трудной работе колхозника, о том, что в Ставрополе действовала пионерская организация, о том, какие газеты выпускались и что в них публиковалось. Этот зал также рассказывает о буднях Ставрополя в грозные годы Великой Отечественной войны, о работе «для фронта и для победы», о школе медсестер и курсах военных переводчиков, размещавшихся в санатории «Лесное». В еще одной технической зоне – «примерочной» -посетители смогли «виртуально» примерить на себя при помощи современной техники одежду горожан 20 века – батистовые платья 50-х годов, военную форму 40-х и многое другое – все из фондов музея.

В «Маяке» рассказывалось о строительстве Волжской ГЭС, Куйбышевгидрострое и его руководителе Иване Комзине, о переносе города на новое место и утрате исторической связи с веками обжитой территорией. На еще одном экране — современные панорамы исторической части города – как примеры застройки нового Ставрополя. Основной образ этого пространства – чемоданы – разместились в большом количестве на специальных подставках и  даже на полу. Посередине зала уложены символические «мостки», по которым нужно ходить с опаской — как символ неустроенности нового места.
Каждый из «кинозалов» оснащен сенсорным экраном, в котором музейщики разместили дополнительную информацию – фотографии, документы, исторические сведения, кинохроники – все то, что не смогли вместить в экспозицию. Авторы отмечают, что все, что представлено в экспозиции, имеет непосредственное отношение к нашему городу – здесь нет ни одной посторонней фотографии, только ставропольчане, только их вещи и их истории.

Новую работу музея высоко оценила эксперт Благотворительного фонда В. Потанина, координатор конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Анна Соколова: «… Новая экспозиция об истории Ставрополя-Тольятти в 20 веке ставит Тольяттинский краеведческий музей в ряд европейских музеев, потому что она сделана даже не на российском, а на европейском уровне…».
Больше всего о впечатлении от нового проекта музея скажут слова самих первых посетителей:

«Абсолютно феерическая новая экспозиция «20 век: Ставрополь-Тольятти» в краеведческом музее! Безусловный прорыв по всем направлениям. Новое все буквально: и подача музейного экспоната, и само пространство, и какой-то даже космический интерактив, и дизайн! Это не музей уже в привычном нам понимании, а сама жизнь во вдруг наступившем завтра. Друзья мои, всем идти, бежать, смотреть и видеть!» (Ольга Паршина, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Литература и русский язык» ВУиТ).

«В Тольяттинском краеведческом музее теперь есть экспозиция по 20-му веку, и открывается она цитатой из Годара!… И просто нет слов как это действует. И дальше все под стать цитате. Совсем другой уровень рефлективности, и другой тип образности. В общем, прям прорыв». (Андрей Рымарь, заместитель директора по науке Литературного музея г. Самары).

«…Лично мне понравилась эта небольшая, насыщенная цифровой техникой, мерцающими экранами, видеокамерами и реальными предметами экспозиция. Может быть потому, что я оценил экономно-расчётливую игру с пространством, неожиданные искривления стен, подсветки и ящики, выдвигающиеся из стен… Есть здесь и дополненная реальность, возможность примерить костюм комиссара Гражданской войны или швеи-модистки периода НЭПа. Здесь можно спроецировать своё фото, в историческую хронику XX века, увидеть кинохронику, задаться вопросами и гипотезами. Наверно «цифровое», младшее поколение тольяттинцев, будет помогать старшим осваивать эти непростые компьютерные приёмы. Здесь дети быстрее разберутся в функциях аудио или видео. А пожилые будут ностальгически вспоминать ушедшие времена юности, удивляться скромности, гармонии и качеству вещей, произведённых явно не в Китае…

Ещё мне подумалось, что это пространство можно легко наполнить чем угодно, под задачи лекции, встречи, беседы…

Я поздравляю наших музейщиков, поздравляю город Тольятти! Теперь у нас есть XX век!» (Александр Курочкин, менеджер по культурно-массовому досугу Паркового комплекса истории техники имени К.Г. Сахарова).
Продолжение следует……   Впереди  у музея – работа над второй частью экспозиции – истории Тольятти с 60 по 90-е годы. Эта история разместится в «кинозалах» «Космос» и «Сатурн». А пока —  всем идти, бежать, смотреть и видеть!»

Тольяттинский краеведческий музей
Бульвар Ленина, 22