История о неправильных людях, которых не должно быть, а они есть

сцена из спектакля Эмиль Большая Голова
фото: «Вольный город Тольятти»

Всю неделю на сцене «Дилижанса» с успехом проходит XIII театральный фестиваль «Премьера одной репетиции».

Интересные, вдохновляющие, захватывающие, фантастические спектакли не оставляют равнодушным никого из горожан.

Я бы назвала эти показы лабораторией современной драматургии. И впервые за всю историю к участию в лаборатории привлечены не только режиссеры, но и художники.

Столь успешный проект стал возможен на площадке театра, в том числе благодаря «Тольяттиазоту», который в рамках грантовой программы «Химия добра» оказал поддержку в его организации и проведении. Фестиваль, кстати, получает финансирование от градообразующего предприятия уже второй год подряд.

Любопытны показы еще и тем, что после спектакля зрители и актеры не расходятся, а остаются обсудить происходящее на сцене. В конечном итоге основную оценку дают зрители, голосуют, высказывают свои мнения. Они же определяют спектакль-победитель, который в результате войдет в репертуар «Дилижанса» в качестве премьеры нового сезона. Остальное можно увидеть только раз – на фестивале.

Итак, мы на премьере пьесы «Эмиль Большая голова» в постановке тольяттинцев: режиссера Алены Савельевой и художника Елизаветы Будко.

История о неправильных людях, которых не должно быть, а они есть. И даже способны на невероятные вещи, на настоящее добро, которое, как известно, делается просто так. Например, изобрести летающий корабль, чтобы спасти друзей, подумаешь, что ты однорукий или слепой. Помочь-то надо. А еще – остаться честным и любить посреди ненависти. Причем ненависти дикой и неудержимой.

Самый страшный ужастик не сравнится с тем, что мы видели. И страх за героев, за их жизнь – это боль за что-то масштабное, наподобие мира. Как помочь калеке? Добрым словом, взглядом, не гнать его из мира красивых людей. Дать ему возможность жить здесь, творить, любить, создавать семью.

Не прятать калеку дома, лишая нормального существования. Одна из героинь пьесы – принцесса Розали. Ее прозвали шаром, за полноту фигуры и неуклюжесть. Она, как и остальные калеки города, живет в подземелье. Видеть белый свет им ни к чему.

И снова вопросы: разве полнота – уродство? Разве это недостаток? А отсутствие руки или наличие двух голов? А если ты не можешь говорить? Что же, ты должен жить в подвале? Тебя нужно изолировать от общества? А кто в этом обществе? Ведь порой люди, красивые снаружи, но с мрачными демонами внутри, живут и пакостят.

В центре пьесы современного российского драматурга Светланы Баженовой – вечная проблема несовпадения видимости и сущности. Спектакль переносит нас в фантастическую страну, которую населяют маленькие уродцы. Им очень трудно выживать в этом мире, где царят злые правители, калеками правит властная и жестокая Стефана. Добрые здесь только мыши, вот она, помощница инвалидов – мышка Пенелопа.

По жанру это сказка-притча, сказка-представление для детей и взрослых, рассказанная на площади. Минимум декораций, нити, полутона, света нет, густой туман и музыка. Мы на площади средневекового города. Перед нами то ли шут, то ли сказитель. Он предлагает сыграть в мяч, потом просит монетку:

– Не думайте про него плохо, месье, если он так одет и от него воняет рыбой. Ведь он перебивается, как может. Он рассказывает дурацкие истории, от которых не осталось и следа. Потому что все хотели их забыть или не очень-то старались запомнить. К тому же, месье, он всё путает. Оттого ему никто не верит. Никто не верит, а он говорит, что когда-то здесь стоял огромный замок, и в нем жили люди, даже королева. А вот здесь сидел тощий попрошайка, и его кружка всегда была пуста – никто не давал ему денег…

Эмиль с огромной головой, Андре, который до того страшен, что носит мешок на голове, близнецы с одним на двоих телом, бородатая женщина, однорукий Жеф – они вызывают ужас у людей, приходящих поглазеть на цирк уродов при королевском дворе, но у них большие добрые сердца, они умеют любить и жалеть.

Изобретатель Эмиль Большая Голова создает волшебные очки, в которых он может видеть мир без уродств и огорчений. Однажды, сбежав от злого хозяина, он встречает принцессу Розали. Из-за внешности королева не выпускает дочь в общество. Два одиноких героя становятся друзьями. Вместе они противостоят злой царице, вместе спасают калек-друзей, вместе улетают на корабле навстречу жизни без подвала.

Законы жанра соблюдены, в конце сказки всё встает на места: калеки представляются нормальными людьми, а красавица королева Стефана и ее разодетые придворные – злыми и никчемными…

Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»