История и будущее троллейбуса в Тольятти

запуск первого троллейбуса
Первые троллейбусы в Тольятти

21 января 2021 года исполняется 55 лет с рождения первого троллейбусного маршрута в Тольятти.

И хотя руководство Троллейбусного управления никаких парадов и праздничных встреч в этот день решило не проводить, мы от души поздравляем всех причастных к этой значимой для нашего города юбилейной дате: 21 января 1966 года в Тольятти отправился в путь первый троллейбус. Отправился по маршруту № 2 (Соцгород – завод «СК»). Кстати, и рождение самого троллейбусного управления тоже отмечено именно этой датой. Муниципальное предприятие городского округа Тольятти «Тольяттинское троллейбусное управление» (официальное сокращенное наименование – МП «ТТУ») было создано на основании приказа Куйбышевского областного управления коммунального хозяйства от 06.01.1966 № 4.

А начиналось все с Волжского автомобильного. Точнее, с его строительства. Автомобильное хозяйство должно было перевозить огромное число автостроителей на рабочие места. Но работающие в 1953 году 123 автобуса с этой задачей справлялись уже с трудом. Начальство понимало, что нормальный ритм строительства мог дать сбои из-за неритмичного или не самого качественного транспортного обеспечения заводчан и строителей. Поэтому в марте 1961 года исполком Ставропольского городского Совета депутатов трудящихся Куйбышевской области обратился к разработкам Гипрокоммундортранса – института, который в 1958 году подготовил для города технико-экономическое обоснование выбора основного транспорта. И им должен был стать уже не привычный по тем временам автобус, а именно троллейбус.

Это позднее появилась разветвленная троллейбусная сеть, в которую укладывалось около трех десятков разных маршрутов, и эта сеть была одной из самых масштабных во всей стране. Это позднее стали работать на пассажирский поток три троллейбусных депо с более чем тремя сотнями единиц подвижного состава. А тогда решили обойтись без привычного для многих городов трамвая. Троллейбусы, с одобрения ученых мужей, слегка подвинули городские автобусы и взяли на себя обязанность связать все три района города.

водители троллейбуса

Пять троллейбусов

Еще одно знаковое решение для развития рогатого транспорта – принятое 24 марта 1961 года исполнительным комитетом городского Совета депутатов «О строительстве троллейбусного транспорта в городе». Всего пять новеньких троллейбусов появились в Тольятти в 1964-1965 годах. Это были исторические машины ЗиУ-5. Парк невелик, зато в те же годы были построены и приняты в эксплуатацию тяговая подстанция, депо и 21,4 километра контактной сети. Вот это уже серьезное начало троллейбусной эры, которая чуть было не оборвалась в недавнем прошлом, когда троллейбус вдруг оказался нерентабельным и невыгодным…

старый троллейбус в городе

И в зону отдыха

Еще две тяговые подстанции появились на свет в 1967-1968 годах. И в то же время горожане получили еще три новых троллейбусных маршрута. Троллейбус стал возить пассажиров и к стройплощадке волжского автозавода. А годом позже – еще одна подстанция и еще один маршрут – № 1, который возил горожан в зону отдыха.

Троллейбусы освоили Центральный район. Но районов в городе три, а маршрута в Комсомольский район и по Автозаводскому району все еще нет. Наконец, в 1970 году на троллейбусе стало можно добраться и до речного вокзала. А в 1973 году появился маршрут по Автозаводскому району. И именно эти годы отменили известный шлягер про кондуктора, потому что троллейбусное управление переводит свои рогатые машины на бескондукторную систему покупки билетов.

Еще годы – и еще один важнейший маршрут на карте города. Он – для работников строящегося завода «ТольяттиАзот». Маршрут № 21 датируется в 1982-м.

Троллейбус маршрут №7

фото: augustnews.ru

Подвинься, рогатый

Трудные времена пришлись на двухтысячные. Экологическому транспорту посоветовали подвинуться… куда подальше. Ликвидировались маршруты. Сократилось количество троллейбусных депо. Было решено по максимуму сократить затраты и перешли на одно депо в Комсомольском районе, чтобы сократить холостые пробеги и связанные с этим затраты. Оптимизировали и кадры. Правда, водителей, слесарей и кондукторов это сокращение не коснулось. В основном сократили ИТР и вспомогательных рабочих. Управление не вылезало из долгов. Но горожанам по-прежнему нравился троллейбус.

салон нового троллейбуса

Город поддержал

И тогда город поддержал интересы горожан и предприятия. Это позволило уже в 2016 году не наращивать убытки и, более того, начать рассчитываться с долгами. За 2017 год предприятие снизило кредиторскую задолженность. Конечно, с учетом субсидий, которые ТТУ выделяет город. В 2014 году парк пополнился: ТТУ получило 14 единиц подвижного состава. И потом дополнительно пришло еще 40 белорусских троллейбусов. Город отстоял экологически чистый транспорт, который к тому же стал комфортнее и для пассажиров, и для водителей.

Любимый экотранспорт не ушел с улиц города. И у троллейбуса есть интересное будущее: может быть, когда-нибудь сбудется мечта управленцев предприятия о бесконтактном троллейбусе. И тогда еще один, не существующий пока по техническим причинам маршрут сможет пройтись по зеленой зоне и в буквальном смысле связать все три района Тольятти.

новый троллейбус 7 маршрута

Марта Тонова, «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»

украшены сиденья